В последнюю субботу июня в России отмечается праздник людей с творческой инженерной жилкой, современных Кулибиных, Черепановых, потомков легендарного Левши – изобретателей и рационализаторов.
Стараниями таковых за шесть месяцев текущего года в Аткарском вагонном депо внедрены в производство 6 рационализаторских предложений и 2 проекта «Бережливое производство» с общим экономическим эффектом 812,6 тысячи рублей.
Около десяти рационализаторов приняли участие в разработке и внедрении усовершенствований в технологию производства ремонта различных узлов грузовых вагонов, добившись значительной экономии трудозатрат и материалов, увеличения производительности труда. Работой рационализаторов депо руководит главный инженер Олег ЛАЗАРЕВ.
— Рационализаторское движение в депо было всегда, есть и будет, — говорит Олег Викторович. – Как бы ни совершенствовались механизмы, оборудование, технологии, при производстве ремонта обязательно найдутся проблемы, которые надо устранить, вот тогда и включается профессиональная смекалка и инженерная жилка наших рационализаторов. Хочу особо отметить творческую активность Д.Б. ЛЕБЕДЕВА, А.Н. АКИШИНА, С.И. ХОПРОВА, А.Н. ШУВАКИНА, И.В. СКИСОВА.
Руководство ОАО «РЖД» поддерживает рационализаторское движение на предприятиях железнодорожного транспорта, материально стимулируя сотрудников. Мы ежегодно принимаем участие в ведомственных конкурсах рационализаторов и изобретателей, и хотя конкуренция очень высока, количество рацпредложений в депо и полученный экономический эффект не соизмеримы с крупными предприятиями, наши разработки широко внедряются по всей сети железных дорог России. Поздравляю всех рационализаторов станции Аткарск с праздником. Желаю новых технических идей и их успешного внедрения в производство. Пусть ваше творчество приносит вам моральное и материальное удовлетворение.
Есть проблема – будет и решение. Нет такого рационализаторского предложения в разработке и внедрении которого не принимал бы участие технолог I категории Дмитрий ЛЕБЕДЕВ. Одно из его последних усовершенствований — приспособление для ремонта рабочего цилиндра грузового вагона хоппер-дозатора — позволило выполнить работы без помощи мостового подъемного крана и сократить время капитального ремонта вагона на полтора часа.
Более 20 лет работает Дмитрий Борисович в вагонном депо и почти каждый год ознаменован его очередной рационализаторской инициативой. Грамотный и опытный специалист помогает претворить в жизнь предложения других рационализаторов депо, ведь мало придумать, надо еще и правильно рассчитать.
— Идеи не приходят сами по себе, они не падают с неба, – рассказывает Дмитрий Борисович. – В процессе ремонта вагонов видишь потери времени и материальных затрат при отдельных операциях. Начинаешь думать, как усовершенствовать технологию, ускорить процесс, сделать его более простым, безопасным, удобным для производства, снизить материальные затраты. Иногда решения находятся сразу, но нередко в поиске проходят дни и месяцы, порой приходиться рассчитать несколько вариантов и ни один из них не подходит, ищешь в технической литературе, интернете, и вдруг — на поверхность всплывает простое и правильное решение.
Кого-то проблемы в работе огорчают, пугают, заставляют паниковать, а Дмитрия Борисовича радуют. Вы бы видели, как горят его глаза, как восторженно он рассказывает об очередном усовершенствовании, о том над чем работает в настоящее время. — Это хорошо, когда есть проблема, — говорит он, — значит, обязательно будет решение.
Творческое озарение может настигнуть талантливого инженера днем и ночью, на работе, во время отдыха и даже на рыбалке. Это второе увлечение Дмитрия Борисовича, не менее сильное, чем первое. Может, потому что на рыбалке никто не мешает думать? Ну, разве удачный клев на время успокоит творческое томление.
Техническим творчеством выпускник школы № 10 увлекается с детства. Мальчишки 70-х сами конструировали велосипеды с моторчиками, снегоходы и самокаты, мопеды и мотоциклы. Такая техника стоила дорого, да и в магазине ее купить было практически невозможно. А вот три брата Лебедевых постоянно удивляли одноклассников и односельчан своими изобретениями.
— Спасибо отцу, он работал слесарем в колхозе, но был настоящим изобретателем, — рассказывает Дмитрий Борисович. – даже автомобили собирал из деталей выброшенных на металлом. А уж, сколько усовершенствовал узлов для сельхозтехники, изобрел различных приспособлений для ремонта!
У Дмитрия Борисовича тоже не малый инженерный багаж – около 100 рационализаторских предложений собственных и в соавторстве. Замечательно и то, что два его сына тоже стали инженерами.
Автор текста: ОЛЬГА КАПИТОНОВА