Из далекой Омской области переехала в Аткарский район семья КУХАРЕНКО. Мама Альбина Михайловна с детства мечтала о профессии учителя, но рано осиротев, не смогла получить образования, и свою мечту передала детям. Из четверых детей трое стали учителями. Профессию педагогов выбрали их дети и внуки. Всего в роду 12 учителей, две студентки педагогического ВУЗа, две старшеклассницы мечтают об этой профессии.
Учителем надо родиться и после этого — стать
Бывший директор Прокудинской школы Светлана Павловна ЗОНОВА, старшая сестра из рода Кухаренко, известный в Аткарском районе педагог, общественный деятель, многодетная мать своих и приемных детей. Педагогический стаж – 35 лет.
— Мы учились в небольшой деревенской школе, директором которой была наша тетя по отцовской линии. По маминой линии в роду было два земских учителя. Я не представляла себе иной профессии, сама старалась учиться на «отлично» и брату с сестрой помогала. Рада, что все мы выбрали учительскую стезю.
Светлана Павловна, что значит — хороший учитель?
— Хороший учитель – это симбиоз любви к детям и профессионального мастерства. Можно на отлично освоить вузовский курс филолога или математика, но если ты не любишь детей, позволяешь себе кричать, унижать, оскорблять учеников – тебе не место в школе.
Какой важный совет, вы бы хотели дать молодому человеку, решившему стать учителем?
— Искать не плюсы в этой профессии, а минусы, чтобы реально оценить свои возможности и не разочароваться, столкнувшись с трудностями. В полной мере оценить свою ответственность за ученика, как за человека, чье будущее зависит от твоих профессиональных и моральных качеств. У поэта Роберта Рождественского есть замечательные стихи, в которых такие строки: «Учителем надо родиться и после этого — стать». Лучше не скажешь!
Сельская школа – особенная школа
В школе села Вяжля работают сразу три представителя учительской династии Кухаренко.
Людмила ВОРОН – сестра Светланы Павловны преподает биологию и технологию. Людмила Павловна, замечательная рукодельница и хозяйка, учит детей знать и любить живой мир, вкусно готовить, шить и вязать. Одна из немногих в селе держит корову, варит сыр, делает йогурт и другие молочные продукты, обеспечивая всю семью.
Людмила Павловна, что для вас значит быть учителем?
— Прежде всего — реализоваться, как творческая личность. Учитель – это не только предметник, но еще и артист, мастер, психолог, родитель. И это далеко не полный перечень того, что должен знать и уметь применять в работе настоящий учитель. Я легко нахожу общий язык с детьми. Думаю, детям интересно то, что по-настоящему интересно учителю. А вообще учитель – это профессия дальнего действия, заложенное в ученике, как правило, отзывается через много лет.
Чего не хватает сельской школе для полноценного процесса обучения?
— Сельская школа особенная, здесь каждый ученик или сосед, или живет на соседней улице. И с родителями оказываешься близко знакомой. Сейчас дети мечтают уехать из деревни в города. Я считаю, надо сельские школы ориентировать на пропаганду сельской жизни, при этом оснащать современным оборудованием. Хорошо, что сельские школы подключили к скоростному интернету, открываются «Точки роста», хотелось бы новое оборудование в кабинеты технологии, чтобы расширить возможности обучения детей сельхозтруду и домашнему рукоделию.
Воспитать личность, умеющую подчиняться
Михаил КУХАРЕНКО – брат Светланы Павловны и Людмилы Павловны, педагогический стаж 23 года, учитель начальных классов, преподает ОБЖ и физкультуру. Михаил Павлович — ветеран боевых действий, веселый, душевный человек, но дисциплина на его уроках железная. Считает, что школа, должна не только учить, но воспитывать личность, умеющую подчиняться.
— Только через послушание можно вырастить свободного, мыслящего и творческого человека. Педагог учит ученика тому, что свобода – это осознанная необходимость, прививает моральные качества и с этим запасом ребенок выходит в жизнь готовый к смелым и ответственным решениям.
Что вам нравится в современном школьном образовании?
— Возможность пользоваться интернетом, получать огромное количество нужной информации. Хочу отметить, что в школу пришла новая формация детей и родителей. Повысилась заинтересованность в образовании. Родители в полной мере осознали свою ответственность за образование детей и стали более требовательны к учителям.
Педагогике надо учиться всю жизнь
Наталья Кухаренко – супруга Михаила, преподаватель русского языка и литературы, педагогический стаж 25 лет.
Что стало ключевым фактором вашего выбора профессии?
— Любимые учителя. В Аткарское педагогическое училище я пошла только потому, что недалеко от дома, и профессия учителя считалась престижной. Но за время обучения, по-настоящему полюбила свою профессию и продолжила обучение уже в университете. Благодарна за это своим учителям. Никогда не забуду уроков Н.И. Сникер, П.А.ТРУЩЕЛЕВА, благодарю судьбу за встречу с В.Ф. Решетниковой. Это — учителя от Бога, сумевшие представить педагогику как интереснейшую науку, учиться которой надо всю жизнь.
Что бы вы хотели изменить в методах преподавания в школе?
— Я ученица советской школы и считаю, что прежняя методика обучения, когда учитель передавал знания ученикам, была крепкой и давала фундаментальную базу. Сейчас роль учителя по новым образовательным стандартам сводится к тому, чтобы создавать условия при которых дети сами добывают знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Многие педагоги на самом высоком уровне считают необходимым возврат к старой системе, которая по-прежнему считается лучшей в мире.
Еще надо вернуть в школьную программу произведения, являющиеся гордостью русской литературы, такие, как «Поднятая целина», «Молодая гвардия», «Сын полка». Учитель должен воспитывать детей на примерах патриотических литературных произведений.
Я — учитель и я — научу
Анна ГУСЕВА – дочь Светланы Павловны Зоновой – представитель нового поколения. Буквально на днях она провела свой первый урок литературы в 6 классе Прокудинской школы. В ее голосе столько счастья – урок удался, ученики внимательно слушали новую учительницу, активно работали.
Идеальный ученик для вас — какой?
— Тот, который меня услышит и полюбит литературу так же, как люблю ее я.
Как заинтересовать современного школьника литературой?
— Думаю, будет трудно, ведь сегодня с литературой соперничают гаджеты. Это легче – достал телефон и, не напрягаясь, просматривай подряд всю информацию. А читая книгу, надо думать. Но ведь рядом с ними буду я, и я — научу.