Прозрачный трепет акварели

Прозрачный трепет акварели

Прозрачный трепет акварели

В дни зимних каникул многие аткарчане посетили художественно-этнографический музей имени А.П. Бубнова, чтобы полюбоваться творчеством художника Асана АБДУВАЛИЕВА. Право же, полюбоваться есть чем.Все мы в детстве рисовали акварельными красками. Все очень просто, берешь кисточку, обмакиваешь ее в воду, трешь об нужную краску и рисуешь. Никакой загадочности, как в живописи маслом или пастелью. Если вы так думаете, то спешите на выставку Асана Абдувалиева. Это прекрасная возможность увидеть, как разнообразна и удивительна акварель. По своей природе она прозрачна и ложится тончайшим слоем на бумагу, белый цвет которой, просвечивая сквозь слои красок, придает произведению легкость, свежесть. Согласно законам оптики, свет, падающий на акварель, легко проходит через слой краски до бумаги, и отразившись от нее, возвращается обогащенный белым светом, и поэтому даже темные цвета не глубоки и прозрачны.Беседуя с Асланом, я невольно сравниваю его судьбу с единым акварельным полотном, на котором трепетно сияют мягкие, нежные прозрачные мазки. И это притом, что жизнь не баловала Асана и его семью, а скорее испытывала на прочность.В 1944 году многодетная семья крымских татар Абдувалиевых была депортирована с родного полуострова в Узбекистан, в город Джизак. Обживаясь на новом месте, семья бедовала. Глава семьи работал плотником, и дети с самого раннего возраста помогали отцу. Времени на детские игры не было, но каждую свободную минуту Асан рисовал.

Закончив 8 классов, пошел работать в художественную мастерскую, затем — служба в армии. Демобилизовавшись, поступает в художественное училище. Талантливому юноше пророчат большое будущее, отмечая культуру рисунка, особый характер цветовой гаммы и необыкновенную работоспособность. Он одинаково хорошо пишет портреты и пейзажи, его кисти подвластна пластика животных и геометричность строений, он пробует различные техники живописи, масло, гуашь, пастель, темпера, уголь. Но акварель побеждает. Получив профессию художника-оформителя, Асан работает в городском Доме культуры. Вот уже воистину талантливый человек, талантлив во многом. Асан отлично владеет музыкальными инструментами: ударными, аккордеоном, дойрой, поет татарские и русские песни, сочиняет стихи. Его муза — русская девушка Елена, живущая по соседству. Их семьи жили, как говорится, душа в душу. И молодые люди с детства испытывали друг к другу особую симпатию. Но родители Асана были категорически против русской невестки. Маленький народ на чужбине ревностно берег свою культуру и обычаи. В конце восьмидесятых годов крымским татарам разрешили вернуться на родину. Елена и Асан потеряли друг друга на долгие десятилетия. В Крыму Асан работал учителем рисования, женился, родились дети. В тяжелые девяностые годы уехал на заработки в Санкт-Петербург. И здесь с упоением окунулся в творчество. Работал по 10-12 часов, а в выходные спешил в художественные музеи, изучал творчество голландских, фламандских, итальянских, китайских акварелистов. Писал больше по ночам. Шли годы, дети выросли, и однажды случилось чудо. Великое изобретение человечества — Интернет — нашел и связал судьбы Асана и Елены. В девяностые годы ее семья вынуждена была покинуть Узбекистан и вернуться на родину в Саратовскую область. В Аткарске Елена вышла замуж, родила и воспитала четырех дочерей. Это был счастливый брак, но, к сожалению, муж Елены рано ушел из жизни. Свою встречу в Интернете они приняли как знак свыше, и вот уже три года Асан живет в Аткарске. С новой силой вспыхнул талант художника. На его полотнах портреты любимой женщины, пейзажи аткарской природы. — Я всегда, когда пишу, думаю о ней, — говорит Асан, — она моя муза, мое солнце, моя жизнь.Елена взяла в свои руки дело продвижения творений Асана. Это благодаря ей и директору музея им. А.П. Бубнова Петру ТРУЩЕЛЕВУ организована первая выставка Асана и первыми ее увидели аткарчане.- Вы не представляете, какой это светлый, добрый человек, — говорит Елена. – Как большинство талантливых людей, он живет в своем творчестве. А продвижение его прекрасных полотен требует много времени, труда, упорства. На это у него сил не хватает. А мне хочется, чтобы как можно больше людей их увидели, оценили, порадовались. Елена открывает папки с набросками картин и уже завершенные работы и рассказывает, рассказывает. А Асан лишь счастливо и застенчиво улыбается . Если бы писать акварелью любовь – это был бы портрет Асана, смотрящего на Елену. Честное слово, они излучают свет. В маленьком полутемном музейном зале в окружении великолепных акварельных полотен они оба, как ни от мире сего. Два человека, прожившие большую часть жизни врозь, но сохранившие друг друга в сердцах. И уже зная историю их судеб, совсем по иному смотришь на картины Асана. Восточные пейзажи, крымские мотивы, морские волны и родники в русских лесах, городские пейзажи Санкт-Петербурга и Аткарска, сказочные сюжеты. Мне трудно дать им профессиональную оценку. Я — всего лишь зритель, замирающий перед непостижимым искусством художника, сумевшего повенчать солнечные лучи и морские волны, переливы капелек росы на лепестках цветов и знойную зыбучесть песка пустыни, свежее очарование весны и снежную суровость зимы, хрустальный листопад и безмятежное летнее блаженство. И везде свет — нежный, ликующий, слепящий.

Аткарская газета