Практически весь минувший год работники ковидных госпиталей и фельдшеры «скорой помощи» становились героями публикаций, рассказывавших о трудностях, с которыми они столкнулись в пандемию. Ситуация стабилизировалась, рабочие будни вошли в привычное русло и корреспондент «АГ» решил на себе испытать, каково это работать на «скорой».
Стать помощником фельдшера или диспетчером, даже на один день, мне нельзя, образование не позволяет. Диспетчер «скорой» обязан иметь медобразование.
— Случается, человек потерял сознание и упал. Очевидцы вызывают «03», а пока фельдшер спешит на вызов, пытаются дать больному лекарство и порой, не одно. А этого делать нельзя. Пока бригада едет на вызов, инструктирую по телефону, что делать можно и нужно, а что нет, — объяснила диспетчер Наталья ТРИФОНОВА.
Помимо образования, от диспетчера требуется собранность и выдержка. Случается, вызывая «скорую», люди нервничают и не могут назвать точный адрес, описать что произошло, какие симптомы, жалобы. И вместо того, чтобы успокоиться и ответить на вопросы, начинают возмущаться, порой нецензурно.
Ровно год назад за сутки на подстанцию поступало по 50-60 вызовов. И значительная часть была продиктована паникой, поднятой пандемией. Людям казалось, что они не чувствуют запахи и хотя температура была нормальная, а признаков заболевания не было, они пугались коронавируса и звонили в «скорую». Сейчас в день поступает около 30 вызовов. «Скорую» часто вызывают с жалобами на высокое давление, повышенную температуру, затрудненное дыхание, травмы.
В Аткарске круглосуточно дежурят две бригады. Обслуживают они не только город, но и близлежащие села. Обе бригады одновременно удалось застать только во время пересменки. Но только у медиков начался рабочий день, как поступил первый вызов – высокое давление. И пока одна бригада спешила на вызов, вторая согласились ввести меня в курс дела.
Улыбчивая девушка Ольга ПЫСИНА – уже опытный фельдшер, на «скорой» работает 15 лет.
— В детстве я мечтала лечить людей. Когда выбирала профессию, решила стать фельдшером. Медсестрой в стационаре работать спокойнее, но это не мое. Чаще всего пожилым людям давление снижаем, но случается и «экзамен» на профессионализм сдаем. Самые сложные вызовы, когда к ребенку выезжаем. На ДТП тяжело и одновременно интересно работать, ведь там ты все свои знания, весь опыт применяешь. Тяжело психологически и морально, когда борешься за жизнь пациента, но все напрасно и приходится констатировать смерть, — поделилась Ольга.
Наш разговор прервал диспетчер, следующий вызов – констатация смерти. Несчастный случай. Поехали окунаться в профессию.
— И такое случается, но близко к сердцу это воспринимать нельзя, работе мешает, — поделилась Ольга, когда возвращались на подстанцию. – Когда пришла в медицину, переживала, плакала даже. А сейчас спокойнее ко всему отношусь, ведь нужно живым помогать.
По пути поступил еще один вызов, пенсионерка жаловалась на высокое давление. В среднем на один вызов уходит около 30 минут, но бывает, и не один час. В этот раз, когда машина отъезжала от дома пациентки, часы показывали 10.30 – время традиционного чаепития. На мой вопрос, поедем ли чай пить, и водитель, и фельдшер лишь улыбнулись.
— У нас так: вызовов нет, можно и чай попить. Ну а если пациенты ждут, то о перерыве на обед придется забыть, — рассказывала фельдшер. – Случается, что всю смену, которая длится сутки, практически без перерывов работаем.
Со стороны казалось, что у водителя «скорой» работа легче, чем у фельдшера. Но оказалось, что они не делят обязанности, а вместе делают общее дело. Алексею МИХАЙЛОВУ 45 лет и он уверенный и ответственный водитель. За сутки проезжает от 100 до 500 километров. При необходимости он посильно помогает фельдшеру, носилки с больными носит.
— Нужно не только уметь водить машину, но и держать в голове карту района. Часто бывает, что адрес примерный сообщили или на домах табличек с нумерацией нет, номер подъезда не сказали, — рассказывал Алексей по пути на очередной вызов.
Когда спустя час мы все-таки вернулись на подстанцию, фельдшер сразу же села заполнять бланки вызовов. Вторая бригада выехала в село, и пока телефон молчал, Алексей поставил чайник. Условия для сотрудников на подстанции создали в прошлом году: отремонтировали комнату для приема пищи, обустроили мебелью. В санитарных комнатах появилась новая сантехника и душевая кабина. Только вот наслаждаться комфортом удается не часто. Не успела Ольга заполнить бланки, как практически одновременно в диспетчерской зазвонили два телефона.
— Ожидайте, «скорая» выезжает, — поочередно успокоила звонивших Наталья Трифонова.
— Вот и попили чай, — резюмировал Алексей. – И это еще относительно спокойное время.
Любой, кто вызывает «скорую» надеется, что бригада приедет в течение 5 минут, в дверь постучит улыбающийся фельдшер, установит точный диагноз, даст чудо-таблетку или сделает волшебный укол и болезнь отступит. И пусть лекарств от всех болезней у фельдшера нет, но вот заряд хорошего настроения и улыбку своим пациентам Ольга Пысина обязательно подарит. Даже если на часах полночь, а фельдшер приехал на 20-й адрес. В трудную минуту отзывчивый водитель с радостью поддержит фельдшера добрым словом или житейским советом.
— Плохое настроение мы дома оставляем, а на работе нам пациентов лечить нужно, помогать людям, улыбаться им, — поделилась Ольга. – Ведь каждый, независимо от возраста, хочет к себе особого отношения, внимания.
Факт. За 16 апреля в «скорую» поступило 34 вызова. На повышенное давление жаловались 7 человек, на высокую температуру – 4. Нескольких жителей бригады госпитализировали с пневмонией, были вызовы с обострением бронхиальной астмы. Жители Александровки сообщили о мужчине, которому стало плохо с сердцем, а оказалось, он был просто пьян. Вызывали «скорую» на алкогольную эпилепсию и даже на абстинентный синдром (похмелье).