Русская пословица — яблочко от яблоньки недалеко падает – в большей степени имеет положительный смысл. Рабочие династии – гордость каждого трудового коллектива.
В СХПК «Озерное» на полях, на ферме и в мехмастерских трудятся 55 человек, средний возраст работников — 45 лет. В коллективе три трудовые династии, и о каждой у руководителя хозяйства Алексея ЧЕРНАВИНА только положительные отзывы. Династия сельских инженеров. Род СОБЯНИНЫХ корнями врос в родную землю по материнской линии главного инженера СХПК «Озерное» Виктора Петровича. Его отец был родом из Сибири, и наградил своих сыновей и внуков крепким здоровьем и силой духа. Вредные привычки в этом роду не приживаются, зато сельский труд в почете. Виктор Петрович с супругой Ольгой Александровной хоть и являются представителями сельской интеллигенции, но живут по крестьянским законам. В селе дом без скотины – это не дом. И ставить на стол щи из покупных овощей — смешно и глупо.
Виктор Петрович — везде и во всем пример своим сыновьям. С детства приучил их к здоровому образу жизни, сам в реке купается, пока лед не встанет, с апреля по сентябрь, да и зимой, после баньки не прочь в прорубь окунуться. С детства приучил сыновей к крестьянскому труду, но вместе с тем передал им любовь к технике. Оба сына получили высшее инженерное образование, но недолго поработав в Саратове, младший Сергей вернулся на родину, и вот уже 4 года работает в СХПК вместе с отцом.
В родном селе я дома, — говорит Сергей. — Посидел в городских офисах и понял – не мое это, воздуха мне там не хватает. Брат тоже тоскует по нашему селу, может, и вернется. Пусть здесь тяжело, зато чувствуешь себя нужным. Отец 28 лет проработал в СХПК, опыт огромный, мне всегда есть с кем посоветоваться. Инженер в сельхозкооперативе — это специалист широкого профиля: ремонт техники, электроснабжение фермы, система водопровода – все забота инженера. Приходишь на планерку и не знаешь, какая работа ждет тебя сегодня. И это интересно, простор творческой инженерной мысли.
Думает Сергей и о собственном бизнесе и уже сделал первые шаги в этом направлении. А заботит молодого инженера отношение подрастающего поколения к крестьянскому труду на родной земле. Ведь СХПК могло бы увеличить поголовье дойного стада, но некому работать на ферме. С ним согласен и Виктор Петрович, который считает, что в школе надо вводить уроки трудового воспитания, учить детей пахать, доить коров, растить свиней, делать то, что делали предки – кормить народ и не на словах, а на деле любить и беречь свою родную землю.
Мы еще долго беседовали с отцом и сыном о делах житейских и о проблемах села. Оба заядлые охотники и рыбаки беспокоятся о судьбе старинного Семеновского пруда, берега которого нуждаются в ремонте. Цена вопроса равна стоимости тонны солярки, но не сделать сегодня, значит, в весеннее половодье потерять пруд. Заботит Собяниных и то, что сельские дети мало занимаются спортом.
Еще 20 лет назад в селе зимой было четыре катка, — рассказывает Виктор Петрович. — Вокруг села весь снег был расчерчен лыжами, а уж летом на каждой площадке футбол, волейбол, велосипедистов сколько было. Сегодня редко увидишь на улице детей, занимающихся спортом – все за компьютерами. А ведь сельская молодежь сильная и здоровая – это опора России, ее Вооруженных сил.
Физический труд заменяет физкультуру. Евгений ЖУРАВЛЕВ работает скотником на ферме почти 30 лет. Евгений Владимирович — глава большого семейства, у него трое сыновей и две дочери.
Вместе с супругой Светланой Анатольевной он с детства приучал детей к крестьянскому труду. Евгений Владимирович не богатырского телосложения, но до работы азартен. Плоды его труда — чистый коровник, свежая подстилка, как следствие — ухоженные коровы, которые приветливо мычат, завидев отца и сына Журавлевых.
Андрей с 15 лет помогает отцу на ферме, но учиться пошел неожиданно — на повара. Отработав на кухне всю срочную армейскую службу, возвращаться к котлу и поварешкам не захотел. Нет необходимости, жена прекрасно готовит. На ферму Андрей пришел три года назад по рекомендации отца.
Нормальная работа для жителей села, — считает Андрей, — за день вилами да лопатой поработаешь и тренажерного зала не надо, все кубики, бицепсы и трицепсы налицо. Да и бессонница не мучает.
Любит Андрей физический труд, понимает животных, но хочет освоить профессию механизатора, тянет парня к технике, мечтает о собственном легковом автомобиле и не считает свою мечту утопией
Нравится мне наше село, — говорит он, — такая природа, не налюбуешься! В свободное время да с удочкой на Идолгу сходить – одно удовольствие. Я не знаю такого времени года, когда в нашем селе плохо. Всегда спокойно, красиво, уютно.
С любовью к строгой Васе и вредине Акулине. Валентина КУЛАГИНА и Татьяна ВОЛОДИНА шесть лет назад вместе с семьями перебрались в аткарское село из Балашовского района. Валентина Валерьевна, доярка с 15-летним стажем, искала новое место жительство исходя из наличия в селе животноводческой фермы. На прежнем месте, с развалом хозяйства не стало работы, следовательно, и перспектив. У Валентины Валерьевны две дочери, младшая школьница, а старшая Татьяна вместе с ней работает на ферме. Живут они не близко друг от друга и от фермы, но два раза в день ранним утром в 4 часа и вечером в 16.00 автомобиль хозяйства собирает доярок и отвозит на ферму, летом на калду. У обоих в группах около пятидесяти коров. Чтобы всех подоить, накормить, вымыть и приготовить оборудование к следующей дойке требуется от 4 до 5 часов. — Особенно тяжело летом, — говорит Татьяна, — зимой хоть под крышей, а летом роса, дождь, ветер. Да и молока летом больше, значит дойка дольше.
Татьяна хрупкая, невысокого роста, кто поверит, что она мать четверых детей от 2 до 10 лет. И сколько же нежности и тепла в ее словах, когда она рассказывает о своих любимицах в коровьей группе. Я смотрю на 45 одинаковых бело-палевых коров и не понимаю, как можно придумать для всех имена и запомнить их, да еще выбрать любимиц.
Я училась профессии у советских мастеров,- говорит Валентина Валерьевна. — Они учили распознавать характер животных, искать подход, чтобы коровы верили доярке и охотно отдавали молоко. На огромных фермах животных чипируют и полностью обезличивают. Там корова – это машина, производящее молоко. А ведь коровушка на Руси – это кормилица, матушка, голубушка.
Мы и имена им выбираем ласковые, — подтверждает Татьяна, — но бывает так, что имя корова сама себе дает. Например, есть у меня корова Василисушка, такая серьезная, не терпит сантиментов. Красивое, но длинное протяжное имя Василисушка пришлось заменить четким коротким — Вася. А вот вредину Акулину, которая вечно норовит сделать гадость, теперь зову Акулькой.
У меня в группе есть Глашенька, уж такая сладкоежка, да ласкунья. Я специально для нее в карман халата карамельку прячу. Нет, чтоб для внуков, — смеется Валентина Валерьевна. — А вот корова Сонька, как собака, ей скажешь «спать», она сразу глаза закрывает.
За разговорами время бежит незаметно. Дойка закончилась, пора по домам к детям, а мы все обсуждаем проблемы животноводства. Валентина Валерьевна была членом правления приказавшего долго жить колхоза. Она умеет анализировать, знает, почему животноводство на частном подворье стало невыгодным, почему несоизмерим труд, вложенный в производство литра молока, с его закупочной ценой. Думаю, что о таких, как она, говорил вождь социалистической революции В.И. Ленин, когда утверждал что доярка может руководить государством.
Мать и дочь своей работой довольны — стабильная зарплата, уважение.
Справка «АГ». В СХПК «Озерное» поголовье КРС: дойное стадо — 300 голов, телят — 395 голов. С начала года получили 765 тонн молока, сдали на молокозавод 550 тонн. Урожайность этого года 19 центнеров с гектара. Засеяли озимыми 2100 гектаров.
Автор текста: ОЛЬГА КАПИТОНОВА