Русский след от сопок Маньчжурии до Латинской Америки

Русский след от сопок Маньчжурии до Латинской Америки

Чтобы вернуться на Родину, семье МУРАЧЕВЫХ пришлось совершить кругосветное путешествие длиною в сто лет. Они сохранили и привезли с собой древнюю русскую культуру.Несколько раз 17-летний Терентий Мурачев засылал сватов к улыбчивой землячке Ксении. Но юная красавица не спешила с ответом.

  • Жених-то приглянулся, да только в 14 лет погулять еще хотелось, хороводы поводить да попеть с подружками, дитем я была, — с улыбкой говорит многодетная мама. — Я понимала, что семья — это большая ответственность на всю жизнь.

Терентий не отступал, и девушка сдалась, но, вступив в брак, сохранила свою девичью фамилию — РЕУТОВА. Ксения гордится тем, что род ее происходит от мастеров, ковавших колокола еще при Иване Грозном, тогда реутом звался самый большой колокол на колокольне.

Родились супруги в одной деревне в Бразилии, а женились в Боливии. Да-да, я ничего не путаю.

Из Маньчжурии — в Бразилию. 20-30-е годы прошлого века в России отметились Гражданской войной, раскулачиванием крепких крестьянских хозяйств, созданием колхозов, гонениями на веру. Чтобы сохранить свои семьи, веру и вековые традиции, многие старообрядцы с Дальнего Востока и Алтая бежали через границу в Маньчжурию, где занимались привычным трудом: земледелием, скотоводством, охотой.

В конце 50-х годов, после победы революции в Китае, староверы, не желавшие менять свои устои, снова стали неугодными. По рассказу Терентия, миссия Красного Креста и Советское посольство помогли организовать переезд старообрядцев. Кто-то вернулся в Союз, оставшихся на двух пароходах привезли в Порт-Артур, а оттуда на самолетах — в Бразилию.

Русская деревня в Боливии. Переселенцам предложили выкупить участки, на которых ничего не росло. Через годы трудами и потом русских эти земли стали одними из самых плодородных и дорогих в Бразилии, хотя на момент переселения у старообрядцев денег не было. Они жили натуральным хозяйством — вера не позволяла им брать в руки деньги. Староверам пришлось кочевать по Латинской Америке в поисках заработка и смириться с вторжением в их жизнь бумажных купюр. Так родители наших героев оказались в Боливии, где образовали русскую деревню.

Старообрядцы продолжают жить общинами, но, заботясь о своем генетическом здоровье, только родственникам в восьмом колене разрешают вступать в брак. Сохраняя свой патриархальный уклад, они из поколения в поколение продолжают заниматься крестьянским трудом. В Боливии выращивали сою, кукурузу, рис, сорго, овощи и картофель. «Будешь работать — будешь хорошо жить» — учили родители, а еще заботились о том, чтобы в доме звучала русская речь, и дети, рожденные в испаноязычной стране, умели писать и читать на родном языке.

Отмечу, что Терентий и его старший сын Дионисий владеют португальским и свободно говорят на испанском языке. Еще одна вековая традиция — называть детей старинными именами в честь древних мучеников и святых, к примеру, Варлаам, Домиан, Неонила.

Мечта — вернуться в Россию. Как бы хорошо ни было на чужбине, Ефрем и Степанида МУРАЧЕВЫ, воспитавшие 12 детей, до последнего часа мечтали о России. Их сыновья Иосиф и Терентий — внуки первых переселенцев, родившиеся в Бразилии, знали о далекой Родине только понаслышке, но волю отца исполнили — вернулись на родину предков, поставив точку в кругосветном путешествии длиною в сто лет.

Терентий начал знакомство с исторической родиной с Дальнего Востока, а Иосиф обосновался в Калужской области, куда через год переселились и «дальневостчники». Переезд через всю страну оставил семью брата без средств существования, но откликнулись просто добрые люди и единоверцы, пожелавшие помочь многодетной семье. И темная полоса сменилась светлой. Помощью Мурачевы воспользовались грамотно, бережно и с толком: закупили для разведения 9 телят элитной породы абердин-ангус на производство мраморного мяса.

Миссия — поддержать русскую деревню. Терентий Ефремович на жизнь не жалуется. Он уверен — у него все получится. Он четко определил, что конкретно требуется для успешного ведения крестьянского хозяйства, и поехал по областям, непременно богатым черноземом, искать красивое тихое место на берегу реки. Терентий побывал в Пензе, Тамбове, Смоленске, Воронеже, Саратове и остановил свой выбор на Аткарском районе.

Две недели назад количество жителей села Сазоново увеличилось на 9 человек. Старший сын Дионисий с невесткой занял отдельный дом. Дочери Агриппина, Елена и Неонила, запоздавшие к началу учебного года из-за переезда, наконец-то сели за парты. Школа встретила их очень доброжелательно. Старших сестер уже сосватали и увезли из родительского гнезда. 18-летний Варлаам изъявил желание служить в армии, — документы уже в военкомате.

Носители русской культуры. Ксения в свои 48 не потеряли девичьей игривости. Когда все успевает изумительная хозяйка — непонятно. Старшие сыновья Дионисий и Варлаам работают с отцом. Девочки помогают маме, но большую часть времени проводят в школе. Уже в России Бог послал супругам еще сыночка, малыша назвали Домианом. При этом мама на заказ варила сыры, за которыми приезжали из соседних областей, пекла удивительно вкусный хлеб на продажу, управлялась с домашними делами, шила мужчинам рубахи-косоворотки, девочкам и себе — русские сарафаны, длинные платья особого кроя, легкие шифоновые блузы. Оказывается, у старообрядцев тоже есть мода, которая не выходит за рамки национального костюма. Праздничная одежда расшивается бисером и стразами, кружевом и вышивкой.

Я совсем неожиданно заглянула в дом переселенцев. Увидев домочадцев в старинной русской одежде, удивилась, но когда хозяйка пояснила, что это их повседневный наряд, сделала вывод: «Вот она — русская национальная культура, а они — ее настоящие хранители и носители».

Заявка на возрождение. При довольно строгом воспитании дети в семье свободны в своем выборе. По этому поводу Терентий считает, что серьезный разговор с ребенком надо начинать с семи лет — в момент наступления сознательности. Но, взглянув на Домиана, которому 4,5 года, отец вспоминает наказ своих родителей: «Воспитывай дитя, пока оно поперек лавки лежит». — Мы занимаемся крестьянским трудом — землей и животноводством, этим живем, этим питаемся — другой профессии у нас нет. Сын учился на бухгалтера, но работает вместе со мной, — говорит Терентий. — Уже накосили сена, но этого для зимовки скота будет мало, придется докупать. Мы привезли с собой 36 голов крупного рогатого скота и 48 коз и овец.

Трудолюбивые реэмигранты основательно собираются обосноваться в Сазоново — это заявка серьезная.

Автор текста: Елена БАЗАРОВА

Аткарская газета