Невелик Аткарский район, но богат разнообразием многонациональных культур. Уютно, не мешая друг другу, живут рядышком представители различных национальностей. Каждые приносят в общую культуру района свои традиции и обычаи, знакомство с которыми познавательно и интересно.
Особенно ярко уникальность народа проявляется в его национальных праздниках. Ведь каждый национальный праздник — это воплощение культурных и исторических традиций, которые формировались столетиями. Это самое важное и неповторимое, что передается поколениями от дедов к внукам.
Справка. В ночь с 30 на 31 января таджики отмечают праздник которому более 3000 лет, – это древний арийский праздник Сада, или Рождество огня. Праздник отмечают большинство народов иранского происхождения.
Я в гостях у Давлатшоха и Нигины Насирдиновых, которые охотно рассказали о традициях празднования Сада, о своей родине и о том, как им живется вдали от нее.
Над нарядным обильным дастарханом — флаг Таджикистана. На красивой скатерти блюда, пиалы с национальным орнаментом. В числе праздничных национальных угощений плов, сладости, сухофрукты, орехи, фрукты. Хозяйка в красивом национального покроя платье.
— Сада – очень важное и широко отмечаемое празднество для нашего народа, — рассказывает Давлатшох, его имя с таджикского переводится как король государства, — это праздник ожидания весны, предвестник Навруза. Сада – это число 100. Прошло 100 дней зимы, до Навруза осталось 50 дней. Наши предки в этот день поклонялись огню, как частице солнца, которое одаривает людей светом и теплом, закладывает основу для продолжения жизни.
Мы каждый год в январе навещаем наших родственников в селениях Гиссар и Учкун, что рядом с Душанбе. На родине – это праздник общегосударственный, похож на русскую Масленницу. Люди жгут костры, угощают сладостями друзей, родных, соседей. На улицах проходят соревнования силачей, свое мастерство демонстрируют народные умельцы. В этот день нельзя быть одному, надо идти к людям, навещать родных, больных, одарить бедных, собрать друзей.
Таджикистан – страна небогатая, в основном аграрная. Еще и поэтому так дорог нам праздник Сада, ведь с этого дня начинается активная подготовка к весенним полевым работам.
Семья Насирдиновых многодетная, супруги сами росли в семьях, где было по 6 детей, а теперь своих трех сыновей и дочку не считают пределом. И если папа считает, что пока детей достаточно, то Нигина согласна родить пятого ребенка, хотя младшей Амине еще всего 2 года.
— Нигина переводится с таджикского, как драгоценный камень, — говорит Давлатшох, — она такая и есть. У нее любое дело в руках спорится, полюбуйтесь, какой национальный костюм сшила Рустаму, для выступления в детском саду. Он танцевал таджикский танец. А как готовит таджикские и русские блюда!
Молодые люди впервые встретились уже в России. У каждого своя история, почему в 90-е годы прошлого столетия покинули родину, а познакомились в Москве, где оба работали. Это была любовь с первого взгляда, которая продолжилась свадьбой в Таджикистане.
— У нас свадьба очень затратное мероприятие, — сетует Давлатшох, — поэтому парни вынуждены уезжать на заработки в другие регионы. У нас не принято праздновать дни рождения, юбилеи, поэтому свадьба это единственный большой семейный праздник. В моем селении Учкун 600 дворов и все жители были приглашены. На свадьбе выступают оплачиваемые певцы, музыканты, танцоры. В огромных котлах на улицах готовится плов, выпекаются лепешки, сладости. Жених должен не только выплатить семье невесте калым, а это в среднем 150-200 тысяч рублей, но и одарить всех ее родственников подарками. Пир в доме невесты и на следующий день в доме жениха – это тоже оплачивает мужчина. Но все это окупается тем, что род приобретает женщину, будущую мать, невестку, которая будет беречь старость родителей жениха.
— В Таджикистане очень берегут женщин, — добавляет Нигина. – у нас есть такой обычай — муж обязан кормить жену с рук, хотя бы раз в день. Я очень счастлива со своим мужем, он так много работает ради нашего благополучия. Жаль только, что на заработки ему приходится уезжать на несколько недель. Но он не будет счастлив, если не выполнит свою цель. Цель мужчины – это обеспечить семью, вырастить детей, которыми в будущем мы с ним будем гордиться. Конечно, скучаем по родине. Таджикистан – это красивейшая страна, расположенная в предгорьях Памира. Но я уже 28 лет живу в России, а муж 18 лет. У нас российское гражданство, наши дети – граждане России и мы считаем себя аткарчанами. Здесь живут мои родители и другие родственники.
— Мы легко прошли процесс акклиматизации, — шутит Давлатшох,- все потому, что следовали совету моего мудрого отца. Провожая меня в Россию, он сказал: « Помни, сын, если ты вошел в город, а там живут одноглазые – прикрой и ты один глаз».
В своей семье мы храним, культуру, обычаи, разговорную речь нашего народа, но всегда помним и чтим традиции и законы страны, принявшей нас и ставшей родной нам и нашим детям.