Человеку свойственно желать перемен, среди коренных горожан все популярнее становится оставить квартиру, отказаться от офисной работы, купить дом в деревне и трудиться на земле.
Вот и автор этих строк примерил на себя роль механизатора и готов вам рассказать, каково это — «трудиться на земле» в XXI веке. Чтобы освоить азы вождения многотонных гусеничных машин, а заодно и посмотреть, как живут и зарабатывают механизаторы, едем в хозяйство, не избалованное визитами гостей — подразделение ООО «Земледелец Поволжья» в Земляных Хуторах. Здесь лежат лучшие по плодородию земли района. В хозяйстве выращивают пшеницу, подсолнечник, кукурузу. Весь спектр работ — пахота, сев, культивация, боронование, внесение минеральных удобрений и обработка растений от вредителей выполняют 10 механизаторов, и свободных вакансий в хозяйстве нет.
— За неделю до начала посевной или пахоты составляется график, — рассказал бригадир. — Один механизатор работает только днем, второй — по ночам. Через несколько дней они меняются. Смена длится 12 часов. Работа тяжелая, но и хорошо оплачиваемая.
Сейчас посмотрим, насколько она тяжелая. Мне хорошо знакомо то чувство, когда ночная смена подходит к концу, на часах 05.30, глаза закрываются независимо от твоей воли, а остановить процесс и отойти с рабочего места нельзя. Бригадир подвел меня к ярко-желтому американскому трактору «Челенджер», размером с бабушкин дом. В наставники мне дали практически моего ровесника — 36-летнего уроженца села Юрия ДАНЬШИНА. В его жизни время для техники находилось всегда. Все началось с мопеда, который уже девятилетним пацаном чинил сам. В старших классах начал помогать отцу, который работал на «Кировце». Теперь свою жизнь без машин, моторов и механизмов Юрий уже не представляет. На «Челенджер» впервые сел пару лет назад.
— У меня была открыта категория на управление тяжелыми тракторами, но когда я залез в кабину «Челенджера», ужаснулся — все казалось сложным, — рассказал Юрий. — Сел за руль, мне показали, что и где. Я и поехал. Когда едешь, чувствуется, что не в легковом автомобиле, но в сравнении со старыми тракторами, с тем же ДТ-75, — земля и небо.
Теперь убедиться, что управлять 25-тонной махиной не сложнее, чем легковым автомобилем предстоит уже мне. Действительно, в кабине те же самые педали, которые, кстати, легко выжимаются, — газ, тормоз и сцепление. Вместо рычагов поворота стоит руль, который легко крутится одним пальцем.
Юрий пообещал, что за час он может научить пахать землю практически любого, оказалось — это правда. Больше пугает электроника, регулирующая глубину пашни, и система Глонасс — пахать нужно в строгом соответствии с заданным маршрутом. Но и эта хитрая система не так сложна, как кажется.
— У нас зарплата зависит от объема выполненной работы, — рассказывает Юрий. — Если я остановлюсь в поле чай попить или отдохнуть, ругать меня никто не будет. Но тогда я меньше заработаю. Каждый выбирает свое — лично я только в обед машину глушу.
Мы проходим круг по полю. В кабине работает кондиционер, играет музыка, а на зеркале заднего вида висит ароматизатор воздуха. Самое удивительное — отсутствие пыли. Кабина практически герметичная, воздух фильтруется.
Если бы не монотонность — мечта, а не работа. «Пейзажи за окном не балуют разнообразием, а за пару десятков кругов по полю любая красота надоедает», — комментирует наставник. Хотя зарплата внушает уважение.
— Я в Саратове работал водителем грузовика, зарплата смешная была, — делится Юрий. — А тут за две недели посевной кампании 30000 заработал.
Некоторые односельчане Юрия на зиму перебираются на заработки в Москву, а весной, как раз к началу сезона, возвращаются в село и идут устраиваться механизаторами. Несколько лет уже так катаются.
Трудовые будни проходят без авралов. Сменяются прямо в поле в 07.00 — утренняя смена, в 19.00 — ночная. Прием-передача смены длится час, за который механизатор успевает осмотреть и проверить все узлы, забить смазкой пресс-масленки, проверить уровни масла и охлаждающей жидкости. И если все в норме, то ждет тракториста длительная поездка по полям с плугом со скоростью 12 километров в час.
Из минусов — отпуск у механизаторов только зимой, после начала пахоты семью практически не видят, хотя как заверил Юрий, недостаток общения с близкими с лихвой компенсируется в зимнее время. Кстати, зимой механизаторы без денег и работы не сидят — им платят оклад.
— Я себя на другой должности не представляю, — делится Даньшин. — Я нашел свое место в жизни.
Мы проехали по полю около километра. Несмотря на все прелести сельского быта и хорошую заработную плату труд механизатора не так прост, как казался на первый взгляд. Нужно успевать следить за показаниями электроники, следовать инструкциям и поглядывать на поле и все это 12 часов подряд. Управлять полчаса многотонной машиной может любой, а вот стать профессионалом, как мой наставник — куда сложнее.
Справка. Подразделение ООО «Земледелец Поволжья» в Земляных Хуторах обрабатывает 4500 гектаров земли. По словам бригадира Алексея Широкова, в прошлом году с одного гектара озимой пшеницы в среднем собирали по 26 центнеров. Подсолнечника собирали в среднем по 16 ц/га.
От автора. От своих собеседников журналисты часто слышат фразу: «Вот у нас работа тяжелая и ответственная, не то что… Что там сложного?» Далее следует сравнение профессий. Интересно, а как на самом деле? Если вы хотите, чтобы корреспондент «АГ» на один день занял ваше рабочее место и испытал все тяготы вашей профессии, позвоните по телефону 3-21-31, и мы расскажем читателям о ваших трудовых буднях и настоящих профессионалах своего дела.
Даже в разгар сезона у сотрудников есть время для полноценного отдыха, хотя часто техника работает круглые сутки, — рассказал «АГ» 53-летний бригадир Александр ШИРОКОВ.
Автор текста: МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВ