Сквер, где просыпается память

Сквер, где просыпается память

В голосовании по выбору территории для благоустройства победил сквер, носящий имя Вали Макеевой. Имя, немного забытое аткарчанами старшего поколения и вовсе неизвестное поколению молодому. А когда-то в Аткарске оно звучало в одном ряду с именами пионеров-героев. Нет, Валя Макеева не была удостоена звания Героя Советского Союза, да и подвига она не совершила. Но 80 лет назад ее трагическая смерть потрясла своей жестокостью и бессмысленностью весь город. Со временем подлинная история забылась. «АГ» решила восстановить картину трагедии 1935 года и рассказать, почему эта 12-летняя девочка стала символом пионерской эпохи.

Листая страницы. Газета «Коммунист» № 230 от 12 октября 1935 года. На последней полосе в рубрике « Происшествие» под заголовком «Загадочное исчезновение» короткая информация: «9 октября в первую образцовую школу пришла мать ученицы-пионерки 4 класса Макеевой В.Г. и сообщила об исчезновении своей дочери».

Пропавшую девочку искали всем городом – милиция, одноклассники, соседи. Во время обыска в доме, где жила Валя, были обнаружены гимнастерка и брюки ее отчима Василия Цифрова с пятнами крови. Следы крови и волосы, похожие на волосы девочки, обнаружили на его сапогах.

Тело нашли в лесу, заваленное опавшими листьями Валя лежала на спине с раскинутыми руками. На левом виске была рана от каблука сапога. Шея была туго перевязана рукавами блузки. Рядом были обнаружены резинки от чулок, которыми, очевидно, тоже душили ее. При вскрытии трупа обнаружен перелом подъязычной кости. Судебной экспертизой установлено, что Валя погибла от удушения и сильного удара по виску.

А уже через 3 дня в траурной рамке вышел репортаж о похоронах отличницы, общественницы, активистки, настоящей пионерки и гордости школы. Валю Макееву хоронил весь город, и весь город требовал высшей меры наказания для убийц. Газета пестрит заголовками «Нет больше Вали», «На могиле молодого товарища», «Возмущены злодейским убийством», «Не дадим пощады классовому врагу». Статьи обвиняли в убийстве мать и отчима Вали, работника локомотивного депо, комсомольца Василия Цифрова.

Антонина Цифрова заявила, что муж еще весной предлагал ей отдать дочь в детский дом, потом угрожал убить обоих. Еще в июле в железнодорожном клубе состоялся выездной суд, который приговорил отчима Вали Цифрова к двум годам лишения свободы за пьянку на рабочем месте и нарушение производственной дисциплины, едва не приведшее к крушению поездов. Почему приговор не был приведен в исполнение и Цифров к октябрю оставался на свободе, неизвестно.

Убийство дочери. Суд над убийцами Вали Макеевой состоялся в 1936 году. 3 дня в городе работала выездная сессия линейного суда Рязано-Уральской железной дороги, суд проходил в клубе железнодорожников в переполненном зале. И все три дня наши коллеги, корреспонденты газеты «Коммунист» вели репортаж из зала под рубрикой «Убийство дочери.

В ходе следствия все четче вырисовывается образ родителей: отчим еще во время службы в Красной Армии симулировал болезни, лишь бы не выполнять воинские обязанности. Работая в депо пьянствовал, дебоширил, угрожал расправой комсомольцам, соседям, жене и падчерице, пытавшимся его образумить. Мать Вали Макеевой Антонина Цифрова боялась, что из-за дочери будет разрушено ее личное счастье и согласилась на убийство ребенка, а потом пыталась скрыть убийцу. Василий Цифров свою вину признал полностью, Антонина причастность к убийству категорически отрицала.

«Суд счел доказанным преступное деяние обвиняемых и на основании статьи 59-3 Уголовного кодекса приговорил обоих к высшей мере социальной защиты — расстрелу с конфискацией всего имущества.

Материалы судебного заседания 1936 года мы показали известному адвокату Дмитрию ДЕНИСОВУ и попросили их прокомментировать:

  • На мой взгляд, порядок проведения следственных действий был правильным, в соответствии с методиками, существующими на тот момент. Из опубликованных материалов видно, что родной отец Вали Макеевой оставил крепкое хозяйство. Цифров постарался перевести все имущество на свое имя. Однако он знал, что если Валя будет жить, ему не видать ни дома, ни коровы, ни денег, ни швейной машины» (Из речи государственного обвинителя, заместителя прокурора РУЖД тов. Шевченко). Смею предположить, что согласно законодательству того времени девочка была единственной наследницей семейного имущества, не имеющая права распоряжаться им до совершеннолетия. Это мешало планам отчима. К тому же Валя оказалась принципиальная в своих суждениях и поступках – отказывалась снять галстук, убеждала мать выгнать Цифрова, чем злила его и мешала осуществлению его корыстных планов. Мать, попавшая под влияние молодого мужа, не могла и не пыталась защитить дочь.

Не до конца выяснена роль матери в этом деле, так как версий убийства, выдвинутых обвиняемыми, много, но видимо доказательств в ее защиту было недостаточно. Конечно, статьи, написанные на основе стенограммы, не дают полного представления о тонкостях уголовного дела. Но явно, что никакой политической подоплеки в этом уголовном деле нет. Даже сегодня Цифров и его жена видятся фигурами мрачными и зловещими. И 12-летняя пионерка и отличница Валя Макеева на их фоне, действительно героиня, в обиходном понимании этого слова. Жить в такой семье, ежедневно встречаться с противоречивостью воспитательного процесса в школе и дома, прибавьте к этому естественную детскую ревность к матери, приведшей в дом чужого мужчину, чья жизненная позиция и поведение не соответствовали сложившемуся мировоззрению пионерки — умницы и отличницы.

Память. Убийство пионерки в Аткарске прогремело на всю страну. Героиней Валю ни кто не называл, но народный гнев выражался не только по поводу убийства ребенка, но еще и пионерки-общественницы. Не будь она пионеркой, гнев был бы не меньшим, но политической составляющей не было бы. В конце тридцатых годов пионеры нашей области и даже страны присваивали ее имя пионерским отрядам и дружинам.

Комсомольцы депо обратились в горсовет с просьбой переименовать улицу Сарыгинскую в улицу имени Вали Макеевой. Очевидно, горсовет не поддержал эту инициативу, так как в 1937 году улица Сарыгинская была названа именем Пушкина. Интересно проследить, как происходила героизация Вали Макеевой. Ее начало положил журналист Юлий ПЕСИКОВ, работавший в нашей районной газете «Ленинское знамя». В 1962 году, к 40-летию пионерской организации в Саратовском книжном издательстве вышла его повесть «Пионерка Валя Макеева». Художественное произведение представляло Валю Макееву как борца за советскую власть, защитницу народной собственности, вставшей против вора-отца и павшей от рук классовых врагов страны Советов. Так история получила идеологический окрас, хотя документального подтверждения этому не было. И вплоть до падения СССР образ Вали Макеевой считался героическим. На ее могиле на старом кладбище в годовщину гибели пионеры 80-х приносили торжественную клятву.

В 1982 году в СССР с размахом отметили 60-летие Всесоюзной пионерской организации. 19 мая, в День пионерии, в Аткарске торжественно открыли памятник Вале Макеевой работы ленинградского скульптора Павла Хруничева — первый памятник, который поставили не вождю государства, а простому жителю нашего города, и это единственный в Аткарске памятник ребенку. На открытие памятника из Москвы приехали Герои Советского Союза генерал-майор Владимир АНТОНОВ и Владимир ПЛАТИЦЫН. Так версия о Вале как пионерке-героине получила официальное признание.

По воспоминаниям старожила нашего города Таисии АННЕНКОВОЙ в том же году улицу Вокзальную, на которой у входа в сквер установили памятник, переименовали в улицу Вали Макеевой. Сквер на улице Вали Макеевой получил вторую жизнь 9 мая 1985 года, когда в честь 40-летия Победы ученики городских школ вместе с тогда еще многочисленными ветеранами войны посадили несколько сотен берез.

Образ эпохи. Так постепенно убийство на бытовой почве по идеологическим причинам переросло в подвиг пионерки. В 90-е годы в эйфории на волне развенчивания былых кумиров вновь всплыла версия о бытовом убийстве. Кто же сегодня для нас Валя Макеева?

  • Это история нашего города, а историю уничтожать нельзя ни при каких обстоятельствах, — считает научный сотрудник краеведческого музея Владимир РЫЖОВ.

  • Валя Макеева – это уже собирательный образ пионеров и пионерии. Не зря же к памятнику приносят цветы и повязывают галстук, — говорит адвокат Дмитрий Денисов.

Автор текста: ОЛЬГА КАПИТОНОВА

Аткарская газета