Солнечным утром 22 июня

Солнечным утром 22 июня

Ветеран. Не покидает память о войне бывшего летчика – орденоносца.

В квартире пенсионера Николая Васильевича Кондаурова много старых вещей. Это — домашний музей. — Вот газета небольшого формата. Называется «Коммунист». Издавалась в городе Аткарске. На первой странице дата — 23 февраля 1939 г. Номер посвящен XXI годовщине Рабоче-крестьянской Красной армии, — говорит Николай Васильевич, на второй, внутренней странице газетного номера — фото паренька с очень серьезным взглядом. Это я. Мне тогда было 16 лет. Я учился в родном Аткарске, в планёрной школе. Рядом с фото напечатана моя заметка. Она называется «Буду советским лётчиком». Авиамоделизмом я стал заниматься давно, всё время мечтал стать лётчиком. Когда в Аткарске организовалась школа планёристов, с большой радостью поступил в неё.

В 1940 г. к нам в Аткарск приехали из Саратова руководители областного аэроклуба. Меня туда взяли. Я учился там целый год. Изучал теорию, потом самостоятельно летал на самолёте У-2. Это тот самый клуб, в котором в 50-х гг., учился Юрий Гагарин. В апреле 1941 г. меня направили в город Энгельс в авиационное училище. Жили мы в казарме. Меня назначили командиром классного отделения. Дали звание младшего сержанта. Хорошо помню 22 июня 1941 г. Было воскресенье. День выдался теплый, солнечный. Рано утром, после зарядки я поспешил в дом культуры. Сфотографировался. Через два часа получил снимок. На нём я — в форме курсанта, в пилотке с красной звездой, в гимнастёрке с петлицами. На обратной стороне снимка я надписал: «На память моим дорогим родителям от сына. Энгельс. Авиационная школа. 1941 г., 22 июня. Коля». Со снимком в руках я вышел на балкон клуба. Здесь-то и услышал, прозвучавшее из репродуктора сообщение о том, что началась война. В училище состоялся митинг. Все говорили о скорой победе над фашистами. У всех — вера в Победу. Мы были уверены — воевать будем только на территории врага. У всех было одно желание — на фронт. Но командир училища охладил наш пыл. Сказал, что мы ещё не доучились. Повременить.

В октябре 1941 г. к нам приехала Марина Михайловна Раскова, формировать на базе училища женский авиационный полк. Мне посчастливилось видеться с ней. Она жила в Доме культуры на третьем этаже. Узнав, что курсанты собрались в концертном зале, она вышла, села за пианино и сыграла концерт Чайковского. Мы долго ей аплодировали. Позднее узнали, что она училась в Московской консерватории. 4 января 1943 г. майор Раскова, при перелёте на фронт, погибла близ Саратова в сложных метеоусловиях. Урну с её прахом отвозил в Москву преподаватель нашего училища и один из наших курсантов. Пришла очередь воевать и бывшим курсантам. Николай Васильевич Кондауров всю войну служил лётчиком – бомбардировщиком. Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалью «За боевые заслуги». В бою под городом Бреславлем был тяжело ранен, попал в госпиталь, долго лечился. Вернулся в родной Аткарск инвалидом. Без правой руки. Поступил в юридическую школу, блестяще окончил её, потом — заочно — Саратовский юридический институт. Работал в Балакове, Хвалынске. 45 лет проработал на должности заведующего юридической консультацией в Ленинском районе Саратова.

Николай Васильевич по праву считается одним из лучших в стране специалистов по делам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями. Он и сам отличный шофёр, прекрасно управляет машиной левой рукой. Не так давно в нашей стране была учреждена премия имени Плевако. Её первым лауреатом стал Николай Васильевич Кондауров. На его счету 50 оправдательных приговоров. Кондауров удостоен диплома и бронзового бюста Плевако за выдающийся вклад в российскую адвокатуру. Жена Николая Васильевича Алевтина Степановна, участник Великой Отечественной войны, также получила высшее юридическое образование в Саратове. Дочь их Валерия окончила Саратовский юридический институт. А вот внук Роман — компьютерщик. Николай Васильевич уже прадедушка. В этом году ему исполнится 94 года.

Автор текста: Юлий ПЕСИКОВ

Аткарская газета