18 апреля отмечается Международный день памятников и исторических мест. Его девиз: «Сохраним нашу историческую родину».
По оценкам экспертов, ежегодно страна теряет до 200 памятников истории и культуры, и некоторые объекты культуры прошлого утеряны уже безвозвратно. Старинные исторические здания, необычные памятники, замечательные природные объекты, археологические редкости – всем этим может похвастаться Аткарск. Самый уникальный среди памятников Аткарского района, несомненно, бюст Сталина – первый в истории современной России, установленный после повсеместной десталинизации.
В 1950-е годы памятники Сталину стояли в каждом городе или поселке необъятной страны – на вокзалах и площадях, в парках и у театров, у вузов и на территориях домов отдыха. В маленьком 25-тысячном Аткарске памятников вождю было два, но сейчас об их существовании практически никто не знает.
А связано это с политикой развенчания культа личности Сталина, когда долгие годы его имя избегали даже упоминать. В ночь с 31 октября на 1 ноября 1961 года тело Сталина было вынесено из Мавзолея и перезахоронено у Кремлевской стены. Началась стремительная десталинизация общества. В считанные недели все населённые пункты, улицы и площади, предприятия и колхозы, которые носили имя Сталина, были переименованы. Так, в Аткарске в 1950-е годы в залинейном микрорайоне была построена новая улица из двухквартирных домов. Улицу новостроек назвали Сталинградской в честь великой битвы на Волге. Во время десталинизации ее переименовали в Волгоградскую, и это название она носит до сих пор.
В ноябре 1961 года буквально за одну ночь во всех городах СССР были демонтированы монументальные изображения Сталина. Тогда же исчезли и оба памятника Сталину в Аткарске.
Первый памятник Сталину в Аткарске торжественно открыли 1 сентября 1949 года, в день начала нового учебного года. Его установили на улице Чапаева, перед зданием Железнодорожного училища №5 (ЖУ-5). Открытие памятника было приурочено к 70-летию со дня рождения Вождя народов, которое отмечали 21 декабря 1949 года. В митинге участвовали ученики ЖУ, будущие железнодорожники. Ныне на этом месте стоит мемориал чернобыльцам.
Через 3 месяца после смерти Сталина, 30 мая 1953 года у входа в парк, напротив Дома коммуны при огромном стечении людей открыли новый памятник. Скульптура Вождя народов в полный рост возвышалась над городом на высоком постаменте. У памятника Сталину детей принимали в пионеры, проходили митинги и торжества. Но однажды утром аткарчане обнаружили, что памятник без всяких объяснений исчез, и с ужасом смотрели на пустой постамент. Чтобы пьедестал не пустовал, вскоре на него поставили скульптуру Ленина. В 90-е годы место решили освободить под магазин, а Ленина перенесли на улицу Советскую.
В конце 90-х гг. – начале 2000-х после развала СССР, экономических потрясений в обществе проявилась острая ностальгия по ушедшей советской эпохе. На этой волне в 2001 году в городском парке Аткарска ко Дню Победы и появился первый за 40 лет памятник Сталину, как Верховному главнокомандующему в годы Великой Отечественной войны. Смелое решение главы района Юрий Кошелева было поддержано аткарскими ветеранами. Тогда установка памятника вызвала неоднозначный политический резонанс по всей стране и за ее пределами.
Известный русский поэт Наум Коржавин, в юности отсидевший за свои стихи 8 месяцев на Лубянке, а в старости эмигрировавший в США, увидел в установке бюста Сталина в Аткарске признак возрождения сталинизма.
В своей книге «В соблазнах кровавой эпохи» они писал: «В России теперь далеко не все отрицают как большевизм, так и социализм, гораздо большее количество людей жаждут поклоняться приватизировавшему и то и другое Сталину — вспомните поставленный недавно доброхотами памятник в Аткарске».
Автором первого в постсоветской России бюста Сталина стал талантливый местный скульптор Евгений Зотов.
Сегодня аткарский Сталин уже не единственный в России, памятников насчитывается около 30. Сталин одновременно был сильным лидером, который смог сохранить страну перед лицом тяжких угроз, и жестоким политиком, безжалостным, в первую очередь, к собственному народу. Эта противоречивая фигура нашей истории, и отношение к нему в обществе остается таким же противоречивым.