Заповедное имение — это не заповедник!
Среди мест, которые обязательны к посещению в Аткарском районе, вам одним из первых назовут склеп Юрьевича у села Старая Лопуховка. Энергетика этого удивительного места, его удаленность от цивилизации, бескрайние просторы вокруг оставляют зарубку в памяти и вам обязательно захочется сюда вернуться.
Надпись на надгробии гласит: «Основатель заповедных имений статский советник Александр Семенович Юрьевич». И тут вам расскажут легенду про заповедник, который основал Юрьевич, большой любитель природы.
Но мы вынуждены разрушить легенду – никакого заповедника у Юрьевича не было. Потому что заповедное имение – это не заповедник!!! Это имение, которое нельзя продать, разделить, завещать. Его может получить только старший сын, а потом старший сын старшего сына.
130 лет назад Александр Семенович Юрьевич создал в Аткарском уезде крупнейшее неделимое имение, которое передал старшему сыну в надежде, что род Юрьевичей будет владеть этими землями вечно…
По завещанию, после кончины Александра Семеновича Юрьевича, старшему сыну Симону Александровичу отходили бы имения в селах Лопуховка и Дурасовка; среднему Александру Александровичу — имения в деревнях Александровке, Кочетовке и селе Николаевке; младшему Сергею Александровичу — имения в деревне Елизаветиной и в сельце Скуратовке. Завещание утвердил Государь Император 29 мая 1895 года.
Байки из склепа.
Легенда первая. Когда Юрьевич умирал, он завещал похоронить себя на самом высоком холме, откуда видны все семь принадлежащих ему деревень. Гроб несли от церкви на руках. Когда через 20 лет глубокое уважение местных крестьян к покойному барину сменилось ненавистью ко всем господам, могилу разрушили. Гроб вскрыли, останки выбросили и удивились «барин лежал как живой».
Действительно, могила находится на вершине древнего кургана, поросшего диким ковылем. И вид оттуда открывается на много километров вокруг – лес, речка, поля, другой лес, другая речка, деревенские крыши, церковный купол, горы. Отсюда хорошо наблюдать, как уходит за горизонт солнце. Простор такой, что глазам становится больно смотреть. Сколько деревень видно с кургана? Действительно семь, пусть не все они принадлежали Юрьевичам, но в этом легенда не врет.
Только легенда не знает, что умер Юрьевич не в Лопуховке, не в Аткарске, и даже не Петербурге, а в Париже.
«Г-н Александр Семёнович Юрьевич, Действительный Статский Советник скончался в Париже. Он был отцом г-на Сержа Юрьевича, благородного атташе российского посольства в Париже. Его отпевание состоится завтра утром, во вторник, в 11.00 в русской церкви на улице Дарю».
Чтобы исполнить последнюю волю отца и похоронить его на родине, тело пришлось забальзамировать, поэтому оно и сохранилось. Гроб с останками проделал долгий путь из Парижа до Москвы, из Москвы до Аткарска и из Аткарска до Дурасовки.
Но это еще не вся правда о склепе. Правда в том, что в нем похоронены двое Юрьевичей: Александр Семенович и его средний сын Александр.
Александру Александровичу принадлежало имение в Кочетовке, и воспоминания о нем сельские жители сохранили до начала 21 века. Он жил, служил и умер в Петербурге, но хоронить его тоже повезли в родовую усыпальницу. Он упокоился рядом с отцом 15 апреля 1916 года.
В конце 60-х годов, когда склеп изучала экспедиция ученых СГУ, еще было видно, что склеп двухкамерный.
Разоренную могилу привели в порядок 25 лет назад. Открытый вход в гробницу засыпали, установили новую надгробную плиту и память о втором захоронении окончательно исчезла. Рядом поставили звонницу с маленьким колоколом. На кургане всегда кружат ветра, и колокол непрерывно звучит: то звенит, то поет, то воет, будоража память.
Юрьевичи и царь.
В краеведческом музее Саратова есть необычный экспонат, у которого останавливаются дети и взрослые — белый с красными погонами детский мундирчик Конногвардейского полка. Двести лет назад его носил главный мальчик Российской империи – наследник цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр Второй, царь-освободитель, отменивший крепостное право. Благодаря ему в России появились местное самоуправление, воинская служба по призыву, суд присяжных, публичные библиотеки и школы в провинции.
Детский мундир освободителя России попал в музей из разоренной усадьбы Юрьевичей в Старой Лопуховке в 1920 году. Почти сто лет он хранился там как драгоценная семейная реликвия. Костюм своего маленького воспитанника привез в Лопуховку воспитатель наследника Семен Юрьевич.
Двадцать пять лет генерал Семен Юрьевич провел рядом с будущим царем. Он не только преподавал ему математику, артиллерию, гимнастику и польский язык, он учил будущего царя быть патриотом, слышать свой народ, мыслить по-военному, показывал пример офицерской чести.
Генерал Юрьевич много путешествовал с наследником по России и Европе и посвящал ему все свое свободное время. Только когда воспитаннику исполнилось 18 лет, Юрьевич смог жениться. Пышную свадьбу сыграли в 1836 году в церкви Зимнего дворца. Семену было уже 38 лет, невесте 20 лет. За красавицей Елизаветой Андреевной он получил в приданое богатое и плодородное имение в Саратовской глуши – Лопуховку с окрестными деревнями.
Оставляя службу при дворе, генерал Юрьевич перевез в Лопуховку рисунки и письма своего воспитанника, его личные вещи, произведения искусства, книги, собранные во время путешествий по Европе. Так было положено начало прекрасной коллекции, которая после революции разошлась по разным музеям страны, а часть бесследно исчезла.
Благодаря Семену Алексеевичу род Юрьевичей оказался тесно связан с императорской семьей. Три поколения Юрьевичей верой и правдой служили русским царям до самого 1917 года.
При дворе Александра Третьего служил сын генерала, камергер Александр Семенович Юрьевич, тот самый, что покоится в склепе. На императорской яхте «Полярная звезда» выходил в плавание по Балтийскому морю его сын, лейтенант флота Александр Александрович Юрьевич. Фрейлиной императрицы Александры Федоровны была жена Александра, одна из первых красавиц двора Ольга Константиновна. Она была так красива, что ее портреты печатали на открытках.
Легенда вторая. Во время революции 1905 года усмирять мятежных аткарских крестьян прибыл сам Петр Аркадьевич Столыпин, тогда саратовский губернатор. Заезжал он и в Лопуховку. Рассказывают, что Столыпин приказал отвезти себя на могилу Юрьевича, чтобы поклониться его праху.
Документальных подтверждений легенды мы не нашли, но точно известно, что Столыпин и Юрьевич действительно были знакомы по Петербургу.
Следы Юрьевича в Лопуховке.
Легенда третья. Когда Лопуховка выгорела при пожаре, барин Юрьевич дал денег, чтобы все дома покрыли железом. Эту историю местные жители передавали из уст в уста еще 30 лет назад – как будто все это случилось вчера.
О ком из Юрьевичей идет речь, непонятно, да и неважно. В памяти жителей села Юрьевич и Лопуховка неразделимы. И спустя более 100 лет напоминание о Юрьевичах можно встретить на каждом шагу.
Еще в семидесятые годы была цела двухэтажная барская усадьба, что построил для своей молодой жены Семен Юрьевич, а на первом этаже стояли огромные напольные зеркала, которые помнили отражение самого Юрьевича. Это здесь хранилась великолепная коллекция предметов искусства, пополнившая ведущие музея Саратова. Двадцать лет назад мы еще застали ее развалины.
Совсем недавно на территории усадьбы можно было отыскать подземный ход. В его кирпичные своды лазили сельские мальчишки. Но около 15 лет назад руины барского дома разобрали по кирпичику и пустили на фундамент. И сейчас только заросли одичавшей сирени укажут на место, где стоял дом.
Та же участь постигла и мукомольную мельницу на берегу Медведицы. Ее арендовал у Юрьевичей богатый аткарский купец Божедомов.
До наших дней уцелели крепкие стены каретного сарая – в девяностые годы там была столовая. Каретный сарай — по современным меркам крепкий кирпичный дом – построен из отличного кирпича кирпичного завода Юрьевичей. Все усадебные строения строили из собственного кирпича. До сих пор в каждом сельском дворе можно встретить красные кирпичи с инициалами «АЮ» – Александр Юрьевич и «СЮ» – Симон Юрьевич.
Помимо древних развалин, есть в селе и живой памятник. В нескольких сотнях метрах от бывшей усадьбы начинается Старолопуховский парк – один из трех усадебных парков, уцелевших в Аткарском районе.
Сосновому парку около 150 лет. Он огромнейший, но совершенно непроходимый. Аллеи душистых лип соседствуют здесь с кустами черной бузины и редким душистым тополем.
Юрьевичи и автокатастрофа.
Легенда последняя. Юрьевичи были первыми богачами Аткарского уезда. Первый автомобиль в Аткарске купил Юрьевич.
В начале 20 века в Аткарском уезде не было никого богаче, это правда. Александру Семеновичу Юрьевичу принадлежали 50 тысяч десятин земли, мельницы, огромные стада племенных овец, молочные фермы, гектары строевого леса и магазин «Цветы и семена» в Саратове. Симон Юрьевич на свои средства оборудовал гимнастический зал и библиотеку для Аткарского реального училища.
Кто был первым автовладельцем в Аткарске, пока неизвестно, а вот в первой аткарской автокатастрофе в 1913 году действительно пострадал автомобиль Юрьевича. Подробности сохранила для нас газета «Саратовский листок».
Симон Юрьевич оказался владельцем одного из первых автомобилей в городе, в Аткарск машину доставили из Москвы. При первой же пробе мотор давал перебои, и хозяину пришлось отдать его в починку. После ремонта машину решили опробовать, посадили в салон 11 человек и отправились кататься по улицам города.
На улице Стрижевской у дома Юрьевича шофер круто повернул руль, колесо попало в яму и отвалилось. Автомобиль повалился на бок, пассажиров всех выбросило в сторону. Мастер Иванов оказался придавлен автомобилем, он лежал без чувств и его отнесли в больницу на носилках. Все остальные отделались испугом и легкими ушибами.
Юрьевичи и география.
Куда исчезли Юрьевичи? Все потомки рода благополучно пережили революцию и Гражданскую войну. Мужчины встали под знамена Белого движения, а когда Гражданская война была проиграна, навсегда оставили Россию.
Последним покинул русский берег 25-летний ротмистр Сергей Симонович Юрьевич. В ноябре 1920 года на корабле «Лазарев» он отплыл из гавани Севастополя в Турцию.
Потомки Юрьевича нашли приют во Франции. Международную славу заслужил младший сын Александра Семеновича, Сергей Александрович – человек разнообразных талантов. Известный врач, он был одновременно талантливым скульптором. Сергей Юрьевич дружил с 32-м президентом США великим Франклином Рузвельтом и создал его скульптурный портрет.
Сейчас многочисленных потомков древнего дворянского рода разбросало по разным странам. В отличие от потомков других аткарских дворян, интереса к своим российским корням они не проявляют.
Но их след остался на карте Аткарского района. По сей день живут связанные с Юрьевичами географические названия. Село Елизаветино носит имя своей первой владелицы — любимой жены генерала Юрьевича Елизаветы Андреевны Ниротморцевой.
Исчезнувшая деревня Александровка рядом с Кочетовкой получила название в честь их сына Александра Семеновича. Хутор Сергеевский у Елизаветино Александр Семенович назвал в честь своего сына Сергея.