Судьба любви дала сполна

Судьба любви дала сполна

Вдоль берега реки Идолга уютно расположилась крохотная деревушка Зубовка, что в 2,5 километрах от села Языковка.

Заезжаешь в деревню, и оторопь берет при виде рядами стоящих железобетонных скелетов бывших животноводческих помещений. Действительно, здесь когда-то была ферма: несколько коровников, телятник, свинарники, овчарни. "В деревне было 60 дворов, магазин, клуб, начальная школа, детсад, медпункт, — вспоминают супруги Николай Григорьевич и Валентина Васильевна МАРКЕЛОВЫ. – Старшеклассники учились в Сосновской школе, здесь недалеко было, если по мосту через Идолгу".

Именно было, потому что от моста остались одни железобетонные сваи. Супруги Маркеловы – последние жители Зубовки, про таких говорят – деревню держат. Покинут они деревню, и деревни не будет. Николай Григорьевич всю свою жизнь прожил в Зубовке. И, несмотря на все трудности и уговоры детей, покидать свою деревеньку наотрез отказался.

— Здесь прошли мои лучшие годы, — говорит он, — здесь, на погосте, лежат родители, родственники, друзья. Куда я отсюда? 57 лет назад бравый моряк-подводник в чине мичмана, отличник ВМФ, отслуживший четыре года на Дальнем Востоке, возвращался домой в родную деревню. По пути зашел в школу села Сосновка, с учителями повидаться, в морской форме покрасоваться. В зените всеобщего внимания поймал восхищенный взгляд девчонки-восьмиклассницы и уже не смог отвести глаз. И месяца не прошло, как вся Зубовка гуляла на свадьбе.

— Увел из школы, мне едва 16 лет исполнилась. Сказал, как отрезал: «Будешь моей женой!» — у меня сердце-то и зашлось, — вспоминает Валентина Васильевна и глядит на мужа с таким восхищением, что невозможно сдержать улыбку.

— Как же вас регистрировали? Невеста ведь несовершеннолетняя? — спрашиваю я.

  • А у него дядя в сельсовете работал, — смеется Валентина Васильевна.

  • Да все видели, какая любовь – я ж оторваться от нее не мог, — добавляет Николай Григорьевич.

Неделю гуляла деревня, славя жениха и юную невесту в красивом розовом платье, словно яблоневое деревце, зацветшее в октябре.

— Девчонки мне завидовали: школу не закончила, а уже замуж взяли, да еще такой бравый морячок, — говорит Валентина Васильевна.

Жить стали в Зубовке, в родительском доме, где и поныне живут. Молодые стоили друг друга. Работали так, что славы было не избежать. Николай Григорьевич всю жизнь проработал трактористом, награжден орденом Трудового Красного Знамени. Валентина Васильевна работала дояркой, награждена орденом Славы III степени.

  • Не обижены мы были ни зарплатами, ни почетом, — рассказывает Валентина Васильевна. — Награждали нас за хороший труд подарками, путевками. Мы и в Сочи отдыхали в санатории. Я даже за границей побывала – в Германии, Польше, Чехословакии. Когда была в Чехословакии, наш сын служил там в армии, и по моей просьбе нам организовали встречу. Такое было счастье, ведь тогда служили по два года.

Двоих детей вырастили орденоносцы труда, сын и дочь тоже жили и работали в Зубовке, пока не рухнул колхоз. Пришлось перебраться в областной центр, но родителей не забывают, приезжают в гости, убеждают переехать к ним. И если Валентина Васильевна готова быть рядом с детьми, 4 внуками, понянчить двух правнуков, то Николай Григорьевич непреклонен. Несмотря на возраст — а Николай Григорьевич разменял девятый десяток — он вместе с женой сажает огород, ухаживает за курами. Не могут они без работы. Подоспел урожай и на столе теснятся чисто вымытые банки в ожидании огурцов и специй. Валентина Васильевна хозяйка знатная, любит гостей приветить, угостить. Правда, гости у них теперь не часты, даже соцработнику, чтобы добраться до своих подопечных, надо нанимать машину.

Оптимизм вселил вид ремонтируемых восьми домов в деревне — это дачники. По душе им пришлась Зубовка – есть электричество, газ, водоснабжение, терпимая дорога, вволю уединения с природой и тишины. Судя по капитальности ремонта, у дачников серьезные намерения на Зубовку — это вселяет надежду на будущее деревни.

Провожая меня, супруги предложили посидеть несколько минут на лавочке около дома. Тишину тревожил сухой ветер, напоенный ароматами летних полей и озабоченные крики ласточек, свивших гнездо под крышей дома, усердно обучающих свое потомство умению летать и добывать пропитание. Поговорили об урожае, о том, как дружно и весело отметили в семье золотую и изумрудную свадьбы, и как хотелось бы вместе дожить до бриллиантовой.

Уезжая, я все оглядывалась на эту чудесную пару, которая обнявшись, сидела на скамеечке в озарении полуденного солнца и думала над прощальными словами Валентины Васильевны:

— Я счастливая! Мне судьба сполна дала любви!

Автор текста: ОЛЬГА КАПИТОНОВА

Аткарская газета