А вы знали, что саратовская глиняная игрушка — уникальное культурное достояние России, аналогов которому нет во всем мире?
В Аткарской районной библиотеке прошла запоминающаяся встреча с необычным человеком, мастером по изготовлению малоизвестной саратовской глиняной игрушки Петром АФРИКАНТОВЫМ, возродившим старинное ремесло своих предков.
До середины прошлого века жила саратовская игрушка. Знатоки народного мастерства узнавали ее по характерной особенности – рисунку, выполненному различными штампиками, еще говорили «ямочным узором». Но затем игрушечное дело в нашей области забылось и исчезло.
А благодаря Петру Петровичу Африкантову саратовская глиняная игрушка обрела вторую жизнь.
Как это было.
Петр Петрович родом из деревни Малая Крюковка, нынче Татищевского района, а раньше — Аткарского уезда. И деревня эта тесно соседствовала с нашей Песчанкой. Петр Петрович утверждает, что из окна своего дома видел за полем околицу аткарской деревни и считает, что и в нашей земле лежат корни старинного искусства лепки саратовской игрушки. Местность была и есть богата глиной. По словам Петра Петровича в каждом холме — залежи отличной глины. Жители соседних сел умели лепить глиняные игрушки и посуду. В роду Африкантовых лепкой занимались практически все, свое ремесло Петр Петрович перенял от деда Андрияна – знатного игрушечника. Чудом сохранились изготовленные им игрушки с авторской пометкой: «А.А.». В Аткарске проживали родственники мастера, да и сегодня фамилия Африкантовы звучит в Аткарске. Интересно, знают ли они о своих предках?
До 1960 года возили из деревень на Аткарский рынок возы с глиняными изделиями. Старожилы помнят, как с левой стороны от центрального входа, у забора стояли телеги с глиняными кринками, горшками, блюдами и игрушками. С появлением новых более долговечных материалов гончарное ремесло ушло в прошлое. В Саратовской области не было промышленного производства местной игрушки, даже артельного производства не было. Мастера передавали ремесло из поколения в поколение в пределах одной семьи, деревни, но сохраняли особенность Саратовской игрушки.
Шли годы, Петр Петрович долгие годы заведовал редакцией сельскохозяйственной литературы Приволжского книжного издательства и как-то не осознавал, что принадлежит к роду мастеров саратовской игрушки, являясь последним, кто владеет технологией ее изготовления. После закрытия редакции работал в Центре дополнительного образования детей в Заводском районе. Там и вспомнил про знакомую с детства лепку. Пришлось порыться в архивах, расспросить об игрушечном промысле родственников и стариков-односельчан. Руки мастера вылепили целую серию миниатюр, игрушек, скульптурных групп. Так возродилось старинное ремесло изготовления саратовской глиняной игрушки.
Коллекции Петра Африкантова приобрели Саратовский областной музей краеведения и Саратовский государственный музей им. А.Н. Радищева. Скульптурная композиция «Охота с лайками на медведя» отобрана в фонд ЮНЕСКО. В 2021 году проект «Саратовская глиняная игрушка – возрождение традиции» издательства «Орион» стал победителем первого грантового конкурса Президентского Фонда культурных инициатив.
В Аткарск директор издательства Орион Антонина ВЕЗМЕТИНОВА и руководитель научно-просветительского отдела Радищевского музея Татьяна ЦАРЕВА привезли новую книгу Петра Африкантова «Горновица. Сказка и быль о саратовской глиняной игрушке» и методическое пособие «Лепка и декорирование саратовской глиняной игрушки». Гости передали районной библиотеке несколько экземпляров книг и пособий, а Аткарский краеведческий музей получил в дар коллекцию подлинной саратовской глиняной игрушки.
На встречу были приглашены воспитатели детских садов, преподаватели прикладного искусства, учащиеся школ города. Им предстоит не только увидеть работу мастера, но и впоследствии вместе с детьми освоить технику изготовления уникальной саратовской игрушки.
Мастер-класс.
Были у саратовских мастеров свои секреты в изготовлении игрушки, на мастер-классе Петр Петрович рассказал о некоторых:
— Края наши богаты разными глинами, лепить можно из любой, технология нехитрая, но предпочтительнее использовать серо-белую, на ней ярче видны краски. Лучше брать глину из верхнего слоя рассыпчатую, как пшенная каша. Для лучшей пластичности ее надо развести в ведре с водой (как молоко) и через полминуты чистую глину снять с осадка, подсушить и завернуть в целлофан.
Уникальность саратовской игрушки в ее декорировании, во все мире глиняную игрушку раскрашивают различными узорами, а у нас на сыром изделии штампиками оттискиваются геометрические рисунки. Еще одна характерная особенность саратовской игрушки в том что покрывалась красителями не полностью, лишь не более трети фигурки, цвет глины был определяющим. На тело игрушки штампиками вдавливанием наносятся геометрический узор, из треугольников, квадратов, кругов, крестиков, звездочек. Этот процесс называется «расточкой». Материалом для «расточки» могут служить различные подручные предметы – колпачки от ручек, фломастеров, детали от игрушек, гвозди, шурупы .
Окрас заключается в том, что в ямки закапывается краситель. Раньше в качестве красителя использовали жидкую глину различного цвета, а сейчас можно красить гуашью, акварельными красками. Определенной цветовой гаммы у саратовской игрушки нет, ее можно красить любым цветом.
Ученые пришли к выводу, что саратовская игрушка значительно старше дымковской, филимоновской, каргопольской. В украшающих ее оттисках усмотрели следы древнеславянской культуры. Например, круг (в язычестве-солнце), вдавлен в квадрат, означавший поле, а все вместе – пожелание хорошего урожая.
Игрушка изготавливается с обжигом (жженка) и без обжига (сушка). Цвет жженки — золотистый, а цвет сушки всегда природный цвет глины.
В основном на Саратовщине лепили животных. Фигурки были узнаваемы и лепились в различных позах, из которых при игре составлялись игровые композиции. Особое предпочтение отдавалось свисткам-гуделкам.
После декорирования игрушку купали в прогонном, то есть обезжиренном молоке и затем после просушки покрывали лаком.
Петр Петрович предложил участникам мастер-класса вылепить ежика. Все получили по кусочку глины и под руководством мастера углубились в творческий процесс. Это очень интересно – своими руками слепить игрушку. Увлекательно и несложно, буквально через несколько минут, каждый уже декорировал свою игрушку штампиками. Вот где проявляется характер новоиспеченного мастера. Десятки ежиков смешных и серьезных, в горошинках и в звездочках, колючих — в треугольничках и добродушных — в цветочках.
В зале не было равнодушных людей, все были охвачены какой-то детской восторженностью. Да и не возможно без умиления смотреть на мордочки глиняных игрушек. Раскрашивать ежиков будем дома, а пока от всего сердца благодарим мастера.