Уверенно чувствует себя рядом со Светланой Ивановной шестилетняя Лиза ГОЛОПУЗОВА. «По наследству» она займет в классе Егоровой место старшей сестры-отличницы Антонины, которая перешла в 5 класс.
Это — мои дети. Среди учеников Светланы Егоровой не только братья и сестры, есть дети и родители. Когда Ольга КАЛЬЧУК (ПОПОВА) привела к своей первой учительнице дочь Арину, шустрая девчушка растрогала ее просьбой не уходить на пенсию, пока она не выучится на учителя и не придет работать в родную школу.
Навсегда остался в сердце трогательный момент, когда скромный и добродушный Александр ЧЕРНЫШЕВ, которому учеба давалась с трудом, прощаясь со школой после 9 класса, пришел к первой учительнице и в знак благодарности преподнес букет цветов. Сейчас Александр служит по контракту инструктором-подводником в морфлоте.
Ради таких моментов хочется еще больше, еще лучше работать! – воодушевленно говорит учитель.
За 33 года сельская учительница научила писать и считать фермера Юрия БАЛАБАНОВА, предпринимателя Расула РАССУЛУЛАЕВА, медицинских сестер Наталью БОГАЧЕВУ и Лилию ШИРМАМЕДОВУ, работников МЭЗа Лилию НАЗАРОВУ и Алексея САЗОНОВА, провизора Татьяну ВОЛКОВУ, которая работает в Тюмени, преподавателя кадетской школы в Питере Елену МИХЕЙКИНУ.
На вопрос «Навсегда ли ученики остаются учениками?» педагог категорично ответила: «Нет! Они всегда для меня – дети, это мои дети! И, когда они уходят, с ними остается частичка моей души».
Учитель, который учится. Светлана Ивановна благодарна коллегам-энтузиастам, которые стимулируют идти в ногу со временем, а своим наставником и сподвижником считает Отличника народного образования, учителя высшей категории с 40-летним стажем Татьяну Николаевну САЗОНОВУ — это ее постоянный, вселяющий уверенность вдохновитель. Так Егорова окончила заочно Балашовский педагогический институт, а когда в ее классе появился ребенок с задержкой в развитии, получила второе высшее образование по специальности «учитель-дефектолог». В последнем выпуске семеро ребят нуждались в помощи логопеда, но специалист в силу занятости отказался ездить в поселок, тогда она снова пошла учиться — теперь на логопеда, чтобы знать, как скорректировать речь, как поработать над правильным произношением звуков.
— Я не одна такая. Мы учились вместе с талантливым коллегой и заботливой мамой моего ученика Натальей ЗАХАРОВОЙ, поддерживая друг друга морально, — скромно замечает Егорова.
Она привыкла ко всем проблемам подходить с позиции профессионала. Ведь ей доверяют самое дорогое — детей.
— Дети нам верят, всегда ждут от нас тепла, любви, ласки. Конечно, и я бываю строгой, но стараюсь добиться результата добрым отношением, — рассказывает о своих приоритетах в обучении тургеневская учительница, покорившая своим вдохновением племянницу Анну ШУЛЬГИНУ, которая пошла учиться на дефектолога.
После уроков. В девятилетке поселка Тургенево учится около 60 детей, из них 28 – в начальных классах.
Школа школой, но значимую роль в жизни ребенка играют родители, по крайней мере, должны играть, но таких семей, как семья ГОЛОПУЗОВЫХ, которая воспитывает четверых детей и вникает во все школьные проблемы, очень мало, — констатирует педагог. – В основном, дети предоставлены сами себе — родители постоянно заняты. Круг домашнего общения замыкается на компьютерах и гаджетах, отсюда проблемы с речью, грамотностью.
Школа пытается восполнить этот пробел. В соответствии с новыми образовательными стандартами, введены часы внеурочной деятельности. После основных занятий ребята учатся создавать проекты, развиваются физически, занимаясь спортом. Светлана Ивановна разработала целую программу «Юным умникам и умницам», рассчитанную на развитие риторики, логики, внимания, памяти. Как итог – совместные внеклассные мероприятия, которые увлекают и детей, и взрослых.
Родина целинная моя. Будущая учительница родилась в семье покорителей целинных земель, приехавшей в Казахстан из Донецка, где мама в послевоенные годы успела поработать шахтером и родить сына с дочкой. Светлана на свет появилась в Уральске, а за ней следом — еще четыре сестрички и брат Иван – всеобщий любимец и баловень. В большой семье старшие дети помогали воспитывать младших, при этом быстро взрослели, становились самостоятельными.
Родители трудились на полях одного из отделений большого совхоза, а школа находилась в центральной усадьбе, поэтому ученики со всех аулов жили в интернате. Светлана в детских мечтах видела себя агрономом в море колосящейся пшеницы, но воспитатели интерната так любили детей и окружали их заботой и вниманием, что стали ее кумирами. Одна из них собирала по вечерам вокруг себя малышей и пересказывала им прочитанные истории, что пробуждало в детях желание самим взяться за книгу. В пятом классе наша героиня прочитала первый в своей жизни исторический роман «Человек, который смеется» Виктора Гюго.
Впервые в пятом классе она влюбилась. Впервые голубоглазый светловолосый семиклассник стал оказывать ей знаки внимания, оба были активистами, участвовали во всех мероприятиях. Прощание со школой развело молодых людей в разные стороны, но спустя шесть лет они встретились.
Выпускница педучилища пришла на танцы в сельский Дом культуры со старшим братом. Кто-то подошел сзади, обнял ее за талию и сказал: «Ну, уж теперь пойдем целоваться!». Конечно, это была шутка, ведь, рядом стоял старший брат, но свадьба не заставила себя долго ждать, а через год они уже нянчили дочку.
Тургенево покорило красотой. Рассказы знакомого о богатом учебном хозяйстве в Саратовской области привели молодую семью к директору учхоза «Красная звезда», который заверил: «Приезжайте, будет у вас работа, место в детском саду, жильем тоже обеспечим!». Приехали 11 июля 1985 года, а уже в августе Светлана с коллегами Татьяной ЛУЦКОЙ, Татьяной САЗАНОВОЙ, Анатолием и Нелли ВАКАРЕВЫМИ, Татьяной НЕФЕДОВОЙ, Татьяной МАРТЫНОВОЙ и Ольгой АРТАМОНОВОЙ отмывали окна, выносили строительный мусор из только что построенной школы.
После голых азиатских степей молодая учительница никак не могла налюбоваться сосновым лесом, березками и зелеными косогорами, разноцветьем полевых цветов аткарского края.
Светлана Ивановна восхищается ими поныне, дополняя эту красоту любимыми плетистыми розами, петунией, геранью, которые разводит на своем участке. На каждом уроке она призывает детей любить свою Родину, а еще семью. Она считает эти понятия неделимой основой всех человеческих взаимоотношений, поэтому и всю свою большую семью она переманила в Тургенево.
Автор текста: ЕЛЕНА БАЗАРОВА