В забытых ремеслах дремлет история Руси

Живет в нашем городе мастер, который своим ремеслом возрождает историю земли Аткарской, заставляя гордиться своми предками, а значит быть патриотами своей малой родины.

Мало кто знает, что двести пятьдесят лет тому назад Аткарск был центром старинного русского ремесла – изготовление деревянной посуды. Аткарские купцы охотно покупали деревянные ковши, ендовы, ставцы и братины, изготовленные местными мастерами в небольших токарнях, стоящих по берегам   рек. Токарные станки приводились в действие падающей водой, по принципу мельничного колеса.  В половодье по реке Медведице деревянную посуду сплавляли баржами до самого Азова.

В нашей лесистой местности недостатка в сырье  не было,  и мастерство точить посуду, было достаточно распространенным и прибыльным. Но с развитием промышленности и появлением новых материалов  необходимость в деревянной посуде отпала, и постепенно исчезло ремесло посудных токарей. Прошли столетия и в историю ушли десятки профессии, которых мы не уберегли.  Но ведь быть патриотом своей страны — значит, знать и хранить ее историю. С каким энтузиазмом нынешнее поколение возрождает старинные ремесла, и с каким интересом мы следим за работой гончаров, ткачих, кузнецов. Представьте себе токарню на берегу Медведицы, где мастера точат сувенирную деревянную посуду, или работающую старинную мельницу, настоящую русскую печь с хлебами – все это достойно возрождения.  И не только для туристов, но в первую очередь для себя. В старинных ремеслах дремлет история Руси.

Аткарчанин Николай МАКСИМОВ — один из тех мастеров, который владеет старинным ремеслом – токарит по дереву. И сегодня я гостья в его удивительной мастерской. Удивительной потому, что такого обилия различных инструментов в домашних мастерских не встречала.
— Начиналось все прозаично — с закрытием завода «Эридан», где я много лет проработал фрезеровщиком, токарем, наладчиком станков ЧПУ, остался не у дел. Тосковал по настоящей работе, по станкам, по металлу. Наконец купил небольшой гараж и оборудовал в нем мастерскую. Большинство станков сделал своими руками, некоторые купил и усовершенствовал. У меня зять замечательный, рукастый парень, за что ни возьмется – все у него ладится. Начали мы с Алексеем рамы вязать, дверные полотна изготавливали, мебель. До прихода «пластика» все это было востребовано. Но уже тогда тянулись руки сделать что-то для души. Собрал токарный станок и начал точить посуду: блюда, чашки, шкатулки. Зять научил технологии клееных изделий. Ведь каждое дерево имеет свою структуру и цвет, соединяя их, получаешь поверхность необыкновенной красоты.

Дерево – один из первых поделочных материалов, который освоил человек. Первую деревянную посуду делали методом выдалбливания, с появлением режущих орудий, посуду стали вырезать из дерева и уже позже с изобретением токарного станка — точить.  В Аткарске почти до 70-х годов прошлого столетия жило  ремесло бондаря. Деревянные бочки на клепках, металлических обручах были широко востребованы у населения, пока их не вытеснил все тот же пластик.

Николай Иванович очень негативно отзывается о пластиковой посуде, считая ее вредной для человека. К тому же, неразлагающийся пластик переполнил мировые свалки, отравляя природу. Не потому ли деревянные изделия вновь стали востребованы и дороги сравнительно с изделиями из других материалов.

Мне интересно беседовать с Николаем Ивановичем, потому что мастер рассматривает свое ремесло с глобальной точки зрения, выражая пожелания развивать его в городских и сельских школах, политехническом колледже. Деревянная посуда может иметь практическое и сувенирное значение, а какой простор для удовлетворения творческих порывов.

— Я в свою мастерскую иду как на праздник, за работой забываешь о болезнях, житейских проблемах и неурядицах. С удовольствием наблюдаю, с каким воодушевлением пробует работать на станках внук Денис. И даже моя певунья-внучка Вероника интересуется этим ремеслом.

У меня в руках удивительное изделие, что-то среднее между кубком и ставцом. Николай Иванович выточил его из ствола яблони, затем сделал надрезы и вставил в них бамбуковые палочки. Трещины залил эпоксидной смолой и после шлифовки покрыл изделие яхтным лаком. Русско-китайский симбиоз материалов дал великолепный результат. Но это декоративное изделие. Посуду, предназначенную для пищевых продуктов: солонки, сахарницы, тарелки мастер пропитывает льняным маслом и обрабатывает воском. Небольшой ставец после такой обработки становится солнечным – светится и излучает мягкое тепло в ладони.

Любит  Николай  Иванович работать с липой, ольхой, березой, дубом, но предпочтение отдает яблоне.

— Особенно хороша древесина старая, даже слегка подгнившая, — говорит мастер, — после обработки такой красивый рисунок текстуры, не налюбуешься. Нравится экспериментировать, комбинируя разные породы деревьев. Мечтаю поработать с капом, но вот найти его пока не могу. Кап – это нарост на дереве с деформированными направлениями роста волокон древесины. Изделия получаются с очень красивой структурой.
В Аткарске Николай Иванович – единственный мастер, который изготавливает деревянную посуду, но в мире таковых не мало, на просторах интернета есть сообщества, где они обмениваются опытом и продают свои изделия.

Творения Николая Максимова обязательно должны увидеть аткарчане и гости нашего города на  выставках в День города и на фестивале. Пусть все знают: не перевелись мастера на земле аткарской.

Аткарская газета