Долго, скучно, утомительно. В разрезе этих трех прилагательных доводилось мне слышать мнения об обряде венчания новобрачных.
Я не могла ни оспаривать, ни соглашаться с ними, так как личного опыта в этом душевном вопросе у меня не было. Но недавно появился повод его получить. Читая документальный роман Леонида Зубарева «Максим Богданович» я встретила очень красивое описание обряда венчания. «Венчались в Хмарино-Городецкой церкви. Хор пел великолепно. Треск свечей, блеск позолоты от икон и подсвечников… Слова венчальных молитв трогали до слез: «Всё оставят они: и отца и мать свою, и семью свою, ради самого близкого и любимого, и будут они одно целое и телом и душой…» Описание слишком разнилось с мнениями знакомых. Насколько сложен и утомителен обряд венчания? Задавшись сугубо мирским вопросом, я побывала на венчании в храме во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла г. Аткарска. Первый в этом году обряд венчания настоятель прихода храма священник Дионисий ЕЛИСТРАТОВ провел 22 июня для молодоженов Сергея и Татьяны КУЗЬМИНЫХ. Молодожены любезно дали согласие на присутствие прессы.
Слова для двоих. Супруги приехали в храм в сопровождении свидетелей и гостей сразу после регистрации брака в ЗАГСе. Я в душе пожалела невесту: «Столько времени на ногах, а впереди еще застолье!» Видно было, что молодожены волнуются. Гостей приглашают в храм. Я готовлюсь услышать важнейшие слова священника, которые будут возноситься к куполу храма. И ошиблась. Отец Дионисий у притвора при входе в храм читает молитвы и обручает молодых. Его слова звучат негромко, будто беседа, предназначенная только для молодоженов. А что — хорошо, в нашей обыденной жизни и так слишком много громких событий напоказ. Заметно, что такая спокойная атмосфера успокаивает молодоженов. Тонкая вуаль, закрывающая лицо Татьяны, перестает дрожать. Священник вручает молодым венчальные свечи. И будто оживает картина, прочитанная мною в книге. Трепетная невеста, свет венчальных свечей, церковное пение — церемония становится все красивее и проникновеннее. Хорошо, что не возбраняется фото и видеосъемка венчания. Как приятно будет супругам в романтический вечер вспомнить красоту их первого семейного дня. Я размышляла, а отец Дионисий негромким голосом продолжал вести венчальную церемонию.
Перед Богом и людьми. Гостям, даже не очень сведущим в церковных обрядах на венчании, поверьте не скучно. Только вытерли слезы умиления от обручения, а тут уже громче обычного священник спрашивает Сергея: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение взять в жены сию Татьяну, которую видишь здесь перед собою?» Жених отвечает: «Имею, честный отче». Священник дальше спрашивает: «Не обещался ли иной невесте?». И жених отвечает: «Не обещался, честный отче». Затем ответ держит невеста. Над головами новобрачных появляются венцы, которые держат свидетели. Пожалуй, это и есть одна из трудностей обряда. Держать венцы шаферам приходится чуть больше 10 минут, но поднятые руки достаточно быстро устают в статичной позе, хотя их можно менять поочередно.
Фотоаппараты вновь застрекотали. Священник ведет молодую чету вокруг аналоя. Вот уж когда и невеста, и жених, и шаферы предстают перед гостями во всей красе. Так что, будущие шаферы, учтите — ваш наряд также станет предметом пристального внимания.
Смотрю на часы — прошло 45 минут. Молодые выходят из храма под красивый колокольный перезвон. Интересуюсь эмоциями супругов.
— Венчание было в радость, — говорит Татьяна. — Венчаться в день бракосочетания было нашим общим с мужем желанием. Глаза невесты блестят, на лице ни тени усталости.
Посмотрев со стороны на обряд венчания, я, пожалуй, не соглашусь с мнением знакомых о сложности и утомительности процедуры. И все же, почему венчание Татьяны и Сергея – первое за полгода в стенах храма? – интересуюсь мнением Благочинного Аткарского округа, настоятеля Прихода Петропавловского храма священника Дионисия Елистратова.
— Проблема коренится в современном состоянии института семьи, — считает настоятель храма. – К сожалению, семья перестала многими восприниматься как самое драгоценное, что есть в жизни человека. Психологический порог перед разводом стал ничтожен. В тоже время из бесед с аткарчанами я знаю, что венчание воспринимается как серьезная ответственность и потому далеко не каждый решается его принять. Вступающие в брак, зачастую, не уверены, что проживут вместе всю жизнь, несмотря ни на какие трудности. Идеал православного брака – супружеский союз нерасторжим. К этому идеалу обществу необходимо стремиться.
Автор текста: Светлана БАЛАЦКАЯ