Взорвавший небо

Такие «подарки» возили советские летчики в Берлин.

Его биография – готовый сценарий остросюжетного фильма о войне, перед которым меркнут выдуманные сюжеты. Дважды немцы сбивали в небе его самолет, дважды  ему пришлось спасаться на парашюте, дважды  его считали пропавшим без вести. Он бомбил Берлин, когда до Победы оставались 3 долгих года.  Он водил в Карпатах отряд венгерских партизан. Он обманул смерть и вернулся с войны героем. Сегодня прославленного летчика Леонида Матасова в Аткарске никто не помнит.

На честном слове и на  одном крыле

Восемнадцатилетний парень из Аткарска Леонид Матасов выбрал небо, как выбирали десятки его сверстников. Летчики  были элитой Красной армии, живыми легендами тридцатых годов. «Сталинскими соколами» называли летчиков советские газеты. Первыми Героями Советского Союза тоже стали пилоты.
Когда началась война, пилоту бомбардировщика дальней авиации Матасову было 23 года.  Бесстрашный и дерзкий, ночью, в грозу, в шторм, в туман он бросал вызов смерти и первым шел к цели. Во время кровавого сражения под Оршей ловко ушел из-под шквального огня, вернулся и сбросил бомбы в цель. Под Варшавой разбомбил работающий военный завод. На станции Дебальцево уничтожил склад горючего, и в небо взметнулся 1000-метровый столб огня. «Отличный летчик» — характеризует Матасова командир полка.
Ленинград, Севастополь, Брест, Яссы, Кишинев, Орел, Вязьма, Псков, Полтава, Гомель, Керчь, Сталинград…Бомбы ложились в цель, и взлетали на воздух немецкие эшелоны, горели железнодорожные станции, взрывались аэродромы и склады боеприпасов. На груди молодого командира экипажа один за другим зажигались ордена – Красного Знамени, Ленина, Отечественной войны, Красной Звезды и вновь Красного Знамени…
Полк нес потери, один за другим не возвращались из полетов товарищи, но Матасов казался неуязвимым. Первый раз в глаза смерти он взглянул под Сталинградом. Немецкая зенитка сбила его самолет 9 января 1943 года. Леонид выпрыгнул из пылающего самолета и его парашют приземлился почти на головы немцам — в 900 метрах от окопов противника. Но в часть летчик вернулся невредимым.

Крылья над Берлином

Отборным экипажам бомбардировщиков доверяли самые сложные задачи – ночные вылеты в глубокий немецкий тыл. У Матасова таких вылетов было 13 — Берлин, Варшава, Дебрецен, Тильзит.
В годовщину начала войны — 22 июня 1942 года — Сталин решил нанести по Берлину воздушный удар. Но в июньские короткие и светлые ночи самолеты легко обнаружить. Поэтому бомбардировку логова Гитлера перенесли на конец лета. В это время гитлеровские войска вышли к Волге севернее Сталинграда, и немцы уже готовились праздновать победу.
29 августа 1942 года  Леонид Матасов в числе 100 лучших летчиков Красной Армии поднялся в небо и взял курс на Берлин. Самолеты летели на высоте 7000 метров, чтобы их не засекли зенитки. На таких высотах в кабинах, как и за бортом, стояла температура -35 градусов. Но зато самолеты остались необнаруженными. Матасов сбросил на столицу 3-го рейха свои бомбы и зафиксировал на фотокамеру 4 очага пожара. Это был самый массированный налет советской бомбардировочной авиации на Берлин за все годы Великой Отечественной войны. Домой все 100 экипажей вернулись без потерь.

Он не вернулся из боя

«Не вернулся с боевого задания» – для летчика звучит как приговор. Вышел из строя двигатель? Кончилось горючее? Сел на вражеской территории? Подбили? Приземлился на чужой аэродром? Ранен? Погиб в бою? Заместитель командира эскадрильи 18 гвардейского авиационного полка дальнего действия гвардии майор Леонид Матасов не вернулся с боевого задания 16 сентября 1944 года. В полку его не спешили списывать, знали – Матасов всегда возвращается. Помнили, как летом сорок третьего его уже зачислили в пропавшие без вести, но тогда неуязвимый Матасов вернулся в полк через несколько дней.
Но дни шли, а Матасов не возвращался. 8 октября в Аткарск, на улицу Революционную, где Леонида ждала молодая жена Пелагея, ушло роковое извещение – «ваш муж  пропал без вести»… Но весть оказалась ложной — Матасов вновь выжил.
В тот день он летел домой после ночной бомбардировки железнодорожной станции в Дебрецене (Венгрия). На обратном пути его атаковал мессершмидт и над Карпатами самолет загорелся. И вновь сказалось необыкновенное везение отважного летчика, а может, стоит назвать это военным опытом и умением выживать? На парашюте Матасов удачно выбросился в горах Закарпатья вблизи советско-венгерской границы. Эта украинская территория все еще была оккупирована фашистами. Немцы безуспешно искали парашютиста с упавшего самолета, а он через 2 дня вышел прямо на партизанский отряд.
Это были хорошо обученные диверсанты — венгры и русские, которых готовили специально для работы в тылу у немцев. Командовал отрядом венгр Дьюла Уста. Они помогали советской армии готовить большое наступление в Карпатах. При высадке партизаны потеряли много людей, но к ним присоединялись венгры, которые не хотели служить немцам, и бежавшие из плена наши солдаты. Опытный командир Матасов сразу влился в партизанский отряд, который взрывал эшелоны и мосты. Через 2 месяца партизаны соединились с частями Красной Армии, которая освободила территорию СССР и вошла в Венгрию. Так Матасов попал к своим.
«Жив» — пишет командир полка. «Жив» — несется письмо домой. В ноябре живой и невредимый Матасов возвращается в свой полк и вновь поднимает самолет на Берлин.
За 4 года войны гвардии майор Леонид Матасов совершил 234 боевых вылета. Обычный аткарский парень. Невыдуманный герой. Бесстрашный летчик, не раз обманувший смерть.

Словно про него написанны эти строчки из популярной в годы войны песни «Бомбардировщики».
«Мы летим, ковыляя во мгле,
Мы ползем на последнем крыле,
Бак пробит, хвост горит, но машина летит
На честном слове и на одном крыле.
Ну, дела! Ночь была!
Их объекты разбомбили мы дотла!
Бак пробит, хвост горит, но машина летит
На честном слове и на одном крыле.

Аткарская газета