Евгения ЗОТОВА мало кто знает в лицо, но каждый аткарчанин хорошо знаком с его творчеством.
В городском парке, как дань истории, увековечены в его скульптурах последний городской голова Федор Павлюков, генералиссимус Иосиф Сталин, маршал Победы Георгий Жуков, аткарчанин-герой Советского Союза Владимир Антонов. На радость детям и взрослым создал скульптор фигуры сказочных персонажей из пушкинской поэмы «Руслан и Людмила» — богатырскую голову и кота «что ходит по цепи кругом». А кто не фотографировался с огромным зубастым крокодилом? Дом Зотова в центре города когда-то был легко узнаваем по улыбчивому коту и пестрому петуху на крыше.
СРЕДИ КАРТИН. Живописцу и скульптору Евгению Зотову в будущем году исполнится 80. Вместе с супругой они живут среди живописных полотен, которые никто не пытался сосчитать (на мой взгляд, не менее полусотни). Жилище более походит на мастерскую, где царит художественный беспорядок. В тесном соседстве с автором живут этюды и пейзажи, чеканные панно и резьба по гипсу. Евгений Андреевич постоянно меняет их местами, иногда нанесет несколько мазков, обновляя поблекшие от времени тона. Десять лет на кухне ждала своего часа лицевая часть головы богатыря, чтобы ее вынести разбирали окно. Здесь ваяли паркового кота, которого вывозили при помощи подъемного крана. Чтобы отлить форму для бюста Сталина, посреди двора выкопали большой котлован. О порядке хозяйка только мечтает.
Боголюбовец. Родился Евгений в Лысых Горах. Ему было три года, когда под Смоленском погиб отец: в артиллерийский расчет, которым командовал сержант Андрей ЗОТОВ, попал снаряд, разорвав всех в клочья. В школу будущий художник пошел уже в Саратове, куда семья переехала к родственникам. Склонность к рисованию, проявившаяся при оформлении школьных стенгазет, привела Евгения в художественное училище имени Боголюбова. На стол приемной комиссии легли рисунок «Натюрморт с геометрическими фигурами», композиция «Героические покорители целины» и в красках — надрезанный полосатый арбуз с алой мякотью. Жадность к свободному творчеству росла у юноши параллельно с учебой, но стране требовались художники-оформители, поэтому выбирать не приходилось. Первым местом работы Зотова стал Саратовский дворец спорта. Евгений оставил его без сожаления, когда друг позвал в Москву. В путешествие отправились на мотороллере, прихватив с собой этюдники. Останавливались в самых живописных местах, испытанное наслаждение кистью переносилось на бумагу. В одном из сел Тамбовщины по просьбе и с благословения священника молодые люди писали и реставрировали иконы в храме. В конце 60-х за это могли и наказать, но юношескому максимализму важен был всякий опыт.
Хороша столица, а родина милее. Работа в московском Доме культуры на Красной Пресне прибавила опыта в оформлении огромных задников для сцены, что позволило набить руку на портретах Ленина. Но это все мелочи по сравнению с возможностью посещать Третьяковскую галерею. За три года он побывал во всех музеях не только Москвы, но и ее окрестностей — диплом художественного училища давал право на бесплатное посещение. В своей жизни Зотов написал всего три копии с картин русских классиков. Репродукции полотен «Перед грозой» Александра Маковского и «Охотники на привале» Василия Перова навеяны воспоминаниями о Третьяковке, а «Грачи прилетели» Алексея Саврасова написана в подарок жене. Вот только в зотовских «Грачах» небо не серое, а голубое, светлое, как сам Евгений Андреевич. Не смог художник привыкнуть к столичной суете, душа рвалась на родину. В обратный путь отправился уже на «Яве». От одного населенного пункта – к другому: в колхозах всегда была временная работа – плакаты, лозунги, стенды, доски почета. Штатной единицы художника не было нигде, поэтому в трудовой книжке записи: слесарь, маляр, токарь, на пенсию в 1998 году вышел соцработником.
Грандиозный проект. В 1971 году повстречал свою судьбу – Анну. Муж долго колесил по области в поисках работы и красивой природы, а она, бросив работу копировщика на Саратовском авиационном заводе, терпеливо следовала за ним, решала все бытовые проблемы. Аткарск подкупил живописными окрестностями и доброжелательным отношением властей, которые заинтересовались предложенным эскизом грандиозной Доски почета. Получив должность заведующего художественными мастерскими, Зотов приступил к воплощению в жизнь своего проекта. На работу ушло два года. Стометровая композиция была, действительно, грандиозной по меркам 70-х годов. В качестве гонорара скульптору предложили квартиру или машину. Ответив за жену: «С милым и в шалаше рай», Евгений Андреевич выбрал новенький «Москвич», на котором с Анной Владимировной поехали за опытом в Москву на ВДНХ, потом — в незабываемое путешествие по Кавказу. Перестроечный период 90-х переквалифицировал оформителя в соцработника, но художника, скульптора перестроить не смог. Отдавать каждую свободную минуту любимому делу – это состояние души, которое, увы, не каждому дается, оно даровано свыше.
Автор текста: ЕЛЕНА БАЗАРОВА