Трехвековая православная история Аткарского района живет в стенах его заброшенных церквей. Разрушающаяся обитель с осыпающейся штукатуркой и дырой вместо купола встречает нас при въезде во многие села. Здесь давно отзвенели колокола, но эти своды хранят мечты и слезы невест, плач погружаемых в купель младенцев, горячие молитвы за ушедших на войну сыновей.
В годы гонений на религию абсолютно все храмы Аткарского района были закрыты и разграблены. Одни превращались в склады зерна (Большая Екатериновка, Новая Осиновка), другие – в машинные дворы (Старая Лопуховка). В Киселевке храм взорвали, в Даниловке и Варыпаевке разобрали на кирпичи, и к концу 30-х годов в районе не осталось ни одной действующей церкви.
Сегодня, когда культурную ценность этих объектов наконец-то стали осознавать, а интерес к истории объединяет многих людей, мы приглашаем читателей в путешествие по выдающимся сельским храмам Аткарского района, которые строили в своих имениях русские помещики.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Сосновка.
Этот удивительный по красоте храм можно считать одной из главных достопримечательностей Аткарского района Он появился в 1836 году имении помещицы Натальи Тепляковой. Над возведением построек Сосновке трудились пленные солдаты французской армии, а сам храм считают памятником в честь победы над Наполеоном. Это образец архитектуры классицизма просто парит над окрестностями и виден за несколько километров. На его примере хорошо видно умение русских мастеров вписывать сооружение в окружающую природу. В церкви потрясающая акустика – при строительстве мастера замуровали в толщу каменного купола глиняные горшки — голосники. Их горлышки поглощают эхо, не позволяя при этом угаснуть силе звука на большом расстоянии. 14 октября 1993 года первую службу в разоренном храме провел архиепископ Саратовский и Вольский Пимен. С тех самых пор храм возрождается благодаря инициативе и патриотизму местного фермера Владимира МОЧКИНА. Осенью 2018 года над церковью на высоте 30 метров водрузили нитридтитановый купол, имитирующий блеск сусального золота.
Храм Георгия Победоносца в селе Большая Екатериновка.
Самая большая и одна из древнейших церквей района встречает гостей у въезда в Большую Екатериновку. В 1819 году старейшие жители села — малороссийские крестьяне Петр Холин и Семен Подопригорин обратились к Саратовскому епископу за разрешением построить храм. Строительство шло с размахом, освятили храм в честь Георгия Победоносца. Название церкви свидетельствует о воинской доблести владельца Большой Екатериновки, графа Михаила Семеновича Воронцова, хотя сам граф в Екатериновке никогда не был, его жизнь протекала между Лондоном, Санкт-Петербургом, Парижем, Одессой. Герой войны 1812 года был трижды кавалером первого в России военного ордена Великомученика и Победоносца Георгия. Александр I отметил высшей военной наградой Российской империи доблесть графа при штурме Эривани, в боях с турками при Видине и в сражении против Наполеона. «В воздаяние отличных подвигов мужества и храбрости».
Граф построил один из самых знаменитый русских дворцов — знаменитый Воронцовский дворец в Алупке, а на строительство среди прочих привлекались крестьяне из имений Воронцов по всей России, в том числе несколько человек из Большой Екатериновки.
Перед революцией храм отреставрировали, обновили роспись на стенах и куполе, и сегодня можно рассмотреть лики святых на фресках. В метровой толще стен скрывается кирпичная лестница, ведущая на колокольню. Крест на шпиле на колокольни и сегодня остается самой высокой точкой села. Другой крест, на куполе, был сбит молнией. которая однажды ударила в него во время грозы
Церковь Святой Живоначальной Троицы в селе Малая Осиновка.
Посреди поля на пересечении дорог на Озерное, Приречное, Малую Осиновку стоит обезглавленный храм, который получил название «Храм у трех дорог». Троицкую и Знаменскую церковь построил в имении Малая Осиновка в 1848 году помещик князь Евгений Куткин.
Храм вписал свое имя в историю Русской православной церкви благодарю тому, что здесь в годы гонений служил единственный в Аткарском районе святой Русской Православной церкви. Священник Владимир Смирнов прославлен в православии как епископ Пензенский Феодор (1891 — 1937). Молодой священник приехал в Малую Осиновку после революции, в 1921 году и прослужил здесь 3 года до своего первого ареста. Всего за 16 лет служения церкви его арестовывали трижды. В 1934 году отец Владимир Смирнов постригся в монашество под именем Феодора, в 1935 году стал епископом Пензенским, а 18 октября 1936 года его вновь арестовали. На допросах епископ держался стойко и категорически отрицал свою контрреволюционную деятельность. Он и еще четверо священников были расстреляны в Пензе в 1937 году по обвинению в контрреволюционной деятельности.
В 2000 году епископ Федор был причислен к лику святых почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских. День его памяти отмечается 4 сентября.
Церковь Михаила Архангела в селе Малые Копены.
В России многие православные церкви строили в форме корабля — храм, трапезная и колокольня были вытянуты в одну линию. Форма храма имела глубокое символическое значение, ведь церковь – это корабль спасения.
Такой величественный корабль возвышается при въезде в село Малые Копены. Помимо живописных видов, храм Михаила Архангела главная достопримечательность села. Построенный в 1829 году, он сильно пострадал в годы безбожия. Его дырявый купол напоминает купол планетария – сквозь него видно небо и звезды. Проезжающий мимо церкви житель Лопуховки Ильфат Гафиюллин видел на стене тень старика с бородой.
Церковь Михаила Архангела в селе Новая Осиновка.
Первые церкви на Аткарской земле были деревянными. До сегодняшнего дня (правда, не во всей своей красе) дожила всего одна из них — в селе Новая Осиновка, воздвигнутая местными крестьянами на собственные средства в 1871 году.
Деревянная церковь с покосившейся колокольней могла бы стать символом уходящей Руси. Сдающаяся под напором беспощадного времени, проливных дождей и человеческого варварства, церковь все равно прекрасна. В ее искривленных очертаниях еще угадываются строгие линии древнего русского деревянного зодчества. Последним оплотом русской старины высится она на холме, и за ней тянутся бескрайние пойменные луга, леса, излучины Медведицы и горизонт теряется в дымке. Деревянные плахи, из которых сложен сруб без единого гвоздя, светятся теплы янтарным светом и по-прежнему звенят от удара — говорят, при строительстве церкви использовали лиственницу.
Церковь Святителя Николая в селе Старая Лопуховка.
Утопающая в зарослях сирени церковь Николая Чудотворца считается украшением заповедных краев в Старой Лопуховке. Величие храму придает то, что стоит он в центре села под сенью вековых сосен и виден издалека с горы.
Древнейший усадебный храм Аткарского района был воздвигнут в 1817 году на деньги Николая Егоровича Кишенского. В XVIII веке на этом месте стояла деревянная церковь, которая погибла в пламени гигантского пожара, уничтожившего село в начале 19 века.
В год 200-летия храма в его стены вернулась старинная алтарная икона, которую спасли после разграбления местные жители.