17 июля поздравления принимали морские авиаторы. И как заявил лидер аткарских мореманов, ветеран Вооруженных Сил Александр НАБУТОВСКИЙ, в Аткарске есть мужчины, проходившие в морской авиации срочную службу и морские авиаторы, не одно десятилетие охранявшие морские границы нашей Родины.
Вся страна, как на ладони
Представители морской авиационной династии из Аткарска — выпускники школы №9, братья Павел и Владимир ДЕРГУНОВЫ. Братья родились в Аткарске. Летному делу они учились в Оренбургском высшем военно-авиационном Краснознаменном училище летчиков. Оба командовали воздушными кораблями. Сейчас Павлу Дергунову 57 лет и он на заслуженном отдыхе.
За 25 лет службы Павел провел в небе более 6500 часов. Управлял легендами отечественного самолетостроения ТУ-16 и ТУ-22. Когда перешел в гражданскую авиацию, будучи летчиком I класса, летал на АН-26, ТУ-134. Иногда случалось так, что утром сидел за штурвалом АН-26, а после обеда управлял уже ТУ-134. Летал и на сверхзвуковых скоростях.
Он облетел большую часть земного шара. А небо над Родиной знает вдоль и поперек.
Стать летчиком Павел мечтал еще со школы.
— В летное училище хотели поступить многие, но получалось это далеко не у всех. Нужно было не только знать математику, физику, иметь развитый вестибулярный аппарат, но и быть психически подготовленным. На психотборе около 80% отсеивались, — рассказал Дергунов. – Мы с братом отбор прошли.
Первый самостоятельный полет Павел совершил, когда учился на 1 курсе.
— Мне 17 лет было. И меня одновременно забавляла и раздражала такая ситуация: я уже самостоятельно самолет Л-29 «Дельфин» пилотировал, а автомобилем мне управлять еще нельзя, — поделился Павел. – Вот такой парадокс.
По словам Павла, служба у него была запоминающаяся.
— Над морем летал, ракеты пускали, бомбы метал. Я, правда, не в военных действиях участвовал, а устаревшие бомбы уничтожал, — уточнил морской авиатор. – Но больше всего мне запомнились испытания ракетных комплексов. В обозначенном месте самолет пускает в сторону корабля ракету без заряда. Задача флотских – сбить эту ракету. В таких ситуациях пилоту все свое мастерство применять нужно, чтобы свои же не сбили.
Не секрет, что успешное выполнение задания зависит от командира воздушного корабля, экипажа. Но как заверил Павел Дергунов, в морской авиации важен профессионализм не только экипажа воздушного судна, но и тех, кто готовил самолет к вылету, тех, кто следит за состоянием взлетно-посадочной полосы.
Где тут в армию берут?
Для жителя Аткарска Михаила КОНКИНА служба в армии определила профессию на всю жизнь. В морской авиации он проходил срочную службу. В армии он был водителем, управлял спецтехникой, обслуживающей авиабазу морской авиации «Кипелово» в Вологодской области.
— В военкомат я пришел вместе с другом. Нам по 18 лет уже исполнилось, а повестки все не было. Заволновались. Я призывался в 1979 году, тогда от армии не «косили», — вспомнил Михаил Конкин. — Перед призывом получил водительское удостоверение. Права определили мою и гражданскую, и военную профессии. Я — водитель.
Сейчас Михаил водит автобус в Аткарском доме-интернате для престарелых и инвалидов. В армии он служил в аэродромно-эксплуатационной роте. Водил спецтехнику. Основная задача роты – поддержание аэродрома и прилегающей территории в надлежащем состоянии.
Обывателю такая служба может показаться легкой и не принужденной: проехал на машине по полосе и отдыхай. Но Михаил эти предположения развеял.
— Служба была трудной и ответственной. С «Кипелово» самолеты приземлялись и взлетали постоянно. В любую погоду, и днем, и ночью. Полосы должны были быть всегда готовы принять борт. Несмотря ни на что. Бывало, снегопад начнется, так круглые сутки за рулем. Летом подметали, чтобы ни одного камешка, а уж тем более пыли, на полосе не было, — поделился Конкин.
Факт, что «Кипелово» — стратегический аэродром подтвердил и Павел Алексеевич. Например, с этого аэродрома воздушные суда отправлялись и на Кубу, и в Африку. На этом аэродроме базировались морские самолеты-разведчики, используемые для обнаружения подводных лодок противника на дальних рубежах. Такие самолеты могут находиться в небе по несколько суток.