Бывшая монахиня Мария ПИМЕНОВА перед смертью завещала древние святыни — медный крест и несколько церковных книг — молодому ветеринару.
Наказ инокини. Журналист «АГ» оказался в доме, где 36 лет хозяйка хранит священные реликвии. Они достались Лидии Сергеевне, когда она работала ветеринаром в Петровском районе. При обходе сельских дворов она познакомилась с пожилой женщиной, 100-летняя затворница практически не общалась с людьми. Из сострадания девушка стала помогать ей по дому: то приберется, то продукты принесет да и покормит.
Покидая этот мир, старица передала помощнице крест и церковные книги, которые прятала от людских глаз более 60 лет, и наказала ни при каких обстоятельствах не продавать «священный дар». Она была уверенна, что прожила так долго благодаря этим предметам и вере в Бога.
— Они защитят твою семью от бед. Когда будет плохо, прижми книги к груди и молись, — наставляла бывшая монахиня, сумевшая уберечь их в 1920 году, когда монастырь разграбили, а монахинь выгнали из келий: кого на все четыре стороны, а кого — в тюрьму. Самых убежденных приверженцев веры после пыток расстреляли. В 1931 году красивейший архитектурный комплекс атеисты взорвали, оставив баню и трапезную. Руины разгребли только в 60-х годах, а на месте монастырского кладбища построили многоэтажный дом.
Верность обещанию. Новая хозяйка много лет следовала наставлениям, но видно судьбу невозможно умилостивить словами.
— Я — человек суеверный, очень аккуратно относилась к этим книгам. Они стояли на полке вместе с иконами. Перед большой бедой они без причин стали падать. Почувствовав неладное, я по привычке взяла их в охапку и прижала к груди, но они неожиданно выскользнули из рук — страницы разлетелись в разные стороны по всей комнате. Собрать их в правильном порядке я не смогла, не зная старославянского письма. Спустя какое-то время мы с дочерью услышали в доме странный вой, выбежали на улицу и долго не решались вернуться. В этот день в семью пришло известие — погиб сын. Лидия Сергеевна живет в Аткарске около десяти лет, ей хочется верить в «оберег», полученный почти сорок лет назад. Много раз женщине предлагали деньги за антиквариат, но она твердо отказывала, помня данное старице обещание — не продавать. Журналисту «АГ» удалось полистать книги, пришедшие из позапрошлого века.
Златоуст. У меня в руках антикварное издание наиболее распространённого в древней Руси сборника нравоучительного содержания. В его основу положены проповеди святого Иоанна Златоуста. Последние страницы фолианта гласят, что выпущен он по повелению российского Государя Императора Николая Александровича РОМАНОВА при супруге Александре Федоровне, прочих членах царской семьи и с благословения правительствующего Синода в типографии Московской Троице-Введенской единоверческой церкви.
За консультацией я обратилась к благочинному Аткарского округа священнику Дионисию ЕЛИСТРАТОВУ.
— Я впервые встречаю такой вариант «Златоуста», сборник очень интересный, хотел бы с ним поработать с научной точки зрения, — говорит отец Дионисий, окончивший Московскую духовную академию. Сейчас он работает над диссертацией по религиоведению и учится в магистратуре философского факультета СГУ им. Н.Г. Чернышевского.
«От нас рождается добро, от нас же и зло… От душ наших все исходит», — читает священник поучение Иоанна Златоуста, рекомендованное для чтения в 23-ю неделю Пятидесятницы. Уточню, в церковном понимании «неделя» — это один день — суббота. Слово произошло от словосочетания «не делай дела»: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота — Господу, Богу твоему (Второзаконие 5:12-15 )»,- поясняет священник.
В 1800 году большая часть старообрядцев воссоединилась с русской православной церковью, которая разрешила богатым купцам-единоверам построить в Москве свой храм, а при нем — типографию, выпускающую книги под надзором Синода. Они должны были вытеснить из круга чтения единоверцев старообрядческие издания, нелегально выпускавшиеся на протяжении всего XVIII века.
Отсюда в нашей книге (точная дата печати — с 9 сентября по 15 ноября 1899 года) и повеление самого Императора, и благословение Синода. К сведению, в 1849 году было выпущено 7200, а в 1880 году — 12 800 книг в роскошных переплётах. Типография приносила Троицкой единоверческой церкви ежегодно 30-40 тысяч рублей дохода.
Единоверческий монастырь. Наш «Златоуст» с деревянной обложкой в кожаном переплете с золотым тиснением, ремешками и замочками из латуни увидел свет в День святых мучеников Гурия, Самония и Авивы — покровителей замужних женщин, в год 10-летия Всехсвятского единоверческого женского монастыря.
Как поведала бывшая монахиня Мария, в молодости она преподавала «Слово Божье» послушницам и белицам Подмосковного женского монастыря. Дошедшие до нас «свидетельства того времени» указывают на то, что монастырь был единоверческим, а под Москвой таковой был только в Шуе.
Всехсвятский единоверческий женский монастырь был образован в 1889 году. В его строительстве и благоустройстве принимали участие известные шуйские промышленники и купцы, имевшие старообрядческие корни. В 1897 году число монашествующих составляли игумения Досифея, 11 инокинь, 7 послушниц, 53 белицы, не принявшие обета. При монастыре была школа для девочек.
Всего в России к 1917 году насчитывалось 9 мужских, 9 женских единоверческих монастырей и одна женская община. Это около 90 монахов и около 170 монахинь, более 170 послушников и более 480 послушниц. Единоверческие монастыри прекратили свое существование в годы репрессий.
Киотный крест. Помимо книги наставлений, Лидия Сергеевна получила в наследство еще несколько томов в довольно ветхом состоянии и хорошо сохранившийся киотный крест.
- Титульные листы у книг отсутствуют, поэтому, опираясь на личный опыт, предположу, что перед нами — «Молитвослов», богослужебная книга пасхального круга «Цветная триодь», «Поучения о троеперстии» (что косвенно указывает на старообрядцев), и «Минея общая» или «Псалтырь следованная» — эта богослужебная книга до сих пор в ходу и очень удобная. Книги требуют реставрации, видно, что ими очень активно пользовались, а вот крест прекрасно сохранился. Такие кресты были довольно распространенны в XIX веке и особо почитались староверами, — комментирует отец Дионисий.
Киотный крест — это особенный вид церковных атрибутов, который изготавливали из бронзы и ее сплавов, покрывали патиной, эмалью или золотом. На сегодняшний день такие изделия являются достаточно дорогими и редкими. Сравнивая образцы крестов, можно предположить, что перед нами — крест киотный поморский «Распятие с предстоящими», без эмали. Изготовили его в крупнейшем центре по производству медного культового литья в городе Выг (Карелия, XVIII и первая половина XIX века).
Широкое применение меди для литья предметов религиозного культа не было случайностью. Она обладала «магическими» свойствами.
По народному поверью кресты-нательники должны быть обязательно медными, так как по библейскому преданию пророк Моисей сделал медного змея и выставил его, как знамя, и ужаленный человек, взглянув на медного змея, оставался жив.
Аткарские тайны. Многие семьи хранят удивительные поверья и были, из которых и складывается простая народная история родного края, а это очень интересно. Уважаемые аткарчане, если в вашем доме хранятся интересные артефакты, семейные реликвии, были или легенды, мы ждем вас в редакции «АГ» по адресу: ул. Гагарина, 89, или присылайте материалы по электронной почте atkarsk.gazeta@yandex.ru, на станицах газеты они будут жить вечно.
Автор текста: ЕЛЕНА БАЗАРОВА