Точное место захоронения А.Н. МИНХА остается неизвестным.
Инициатором экспедиции в село Колено Екатериновского района с целью опросить старожилов и уточнить место захоронения А.Н. Минха стал заместитель главы администрации Аткарского муниципального района Александр ЕМЕЛИН. На въезде в село нас встретил глава Коленовского муниципального образования Сергей ГУСЕНКОВ, который проводил к месту, где когда-то стояла сельская церковь. Изумрудно-зеленая полянка в обрамлении цветущей сирени и два деревянных креста на расстоянии около 15 метров друг от друга.
Приезжему человеку они не о чем не поведают, так как не содержат никаких информационных надписей или табличек, но гости здесь бывают явно не часто, а местные жители знают, что один крест они установили в память о своей церкви. А второй крест — в память об историке, краеведе, этнографе, археологе Александре Николаевиче Минхе установил уроженец этого села, бывший глава Аткарского района Юрий КОШЕЛЕВ.
Зачем? В знак уважения и почтения к человеку, которому каждый житель Аткарска должен быть благодарен за сохраненную историю своей малой родины.
Кем бы мы были без Минха? Иванами, не помнящими своего родства. Человек, недолгое время живший в Аткарске и умерший в нашем городе, оставил нам бесценный клад – нашу историю.
По завещанию Александра Николаевича похоронили в родовом склепе рядом с церковью. Кусты сирени здесь разрослись настолько, что полностью скрыли место, где когда-то стояли склепы. Но члены экспедиции — научный сотрудник Аткарского краеведческого музея Владимир РЫЖОВ, корреспондент «АГ» Ольга КАПИТОНОВА и консультант отдела информации Ксения МАЛЯНОВА, сквозь десятилетиями наваленный валежник, крапиву и дикий кустарник, все же, пробрались внутрь зарослей сирени.
Практически сразу обнаружили две неглубокие ямы, одна — размером приблизительно 2х2 метра, а другая — в два раза больше. Грунт в ямах амортизировал — явно насыпной. По краям, в отдельных местах видна кирпичная кладка – кирпич красный, старинный, кладка крошится, но встречаются довольно крупные обломки. Чуть дальше обнаружили еще одну яму со следами кладки. Сирень как бы окружает ямы, корнями усиливая разрушения и без того разрушенных стен. Полностью обследовать поверхность этого массива без спецодежды и инструментов крайне сложно, и, предположив, что эти ямы вполне могут быть остатками разрушенных склепов, экспедиция направилась в село в поисках старожилов.
Сельский библиотекарь Татьяна ТЕПЛЯКОВА предоставила нам документы об истории села. Неспокойными были здешние места. В начале XVIII века тут пролегал караванный путь из центральных губерний России на Волгу, Дон — к Азовскому морю. Купеческие караваны беспрестанно подвергались разбойничьим нападениям. Множественные холмы, лесные углы, сохранившиеся пещеры носят имена атаманов, названия, напоминающие о лихих временах: Разбойный мар, Бык-гора, Синев лес и другие. Легенды о разбойничьих кладах живут и поныне, мы с интересом выслушали их. Сведений о семье Минхов в библиотеке значительно меньше, чем в Интернете.
Местная жительница зоотехник Ольга ХРЁНОВА вспомнила рассказы своей бабушки о церкви:
Церковь была большая, деревянная, названная во имя Иоанна Предтечи. В 1930 году службы запретили, два купола сбросили. Некоторое время в церкви был амбар, затем ее разобрали и перевезли в село Гривки, где использовали для строительства школы. В селе Колено было четверо богатых помещиков, всех хоронили в родовых склепах у церкви. Было три ряда склепов, закрытых металлическими дверями и плитами. Порушили их уже в годы Великой Отечественной войны.
Несколько лет назад в зарослях сирени еще валялся большой могильный камень, но надпись на нем была совсем стерта.
Николай Васильевич ПЫСЁНКОВ 1930 года рождения помнит, как в детстве играл на лужайке перед бывшей церковью, но ходить к склепам родители не разрешали, грозили наказанием. Кирпичи со склепов разобрали в войну на кладку печей. Что касается рода Минхов, помнит, что водили к врачу Менеху и что был где-то за селом Менехов сад, где росли яблоки и груши.
Работники библиотеки продолжат опрос старожилов и сообщат в редакцию «АГ» о полученной информации. Сергей Викторович любезно согласился показать место, где стояла усадьба Минха. В стороне от села, на расстоянии приблизительно 4-5 километров цветущие кусты сирени обрисовали место рядом с прудом, где вполне могла быть усадьба, разграбленная и сожженная в 1905 году. Кроме ровного ограждения из сиреневых кустов и трудно просматриваемой аллеи остролистного клена (деревья и кустарники, не встречающиеся в естественном произрастании в наших краях) ничто не свидетельствует о том, что в этом месте стояла усадьба великого ученого России.
Подводя итоги экспедиции, Александр Федорович Емелин отметил необходимость установить на подножии креста табличку, информирующую о дате и цели установлении памятного поклонного креста. Вопрос о необходимости проведения раскопок на месте предполагаемых склепов пока остается в стадии обсуждения.
Автор текста: Ольга КАПИТОНОВА