В День пожарной охраны «АГ» рассказывает о буднях аткарских огнеборцев

Сегодня, 30 апреля, профессиональный праздник отмечают пожарные. Эта профессия, к сожалению, не входит в топ самых престижных, вместе с тем, она одна из самых уважаемых жителями России. И не удивительно, что все так или иначе связанное с этой профессией привлекает и завораживает мальчишек с самых ранних лет. Во взрослой жизни для одних эта профессия так и остается не исполнившейся детской мечтой, а для других борьба с огнем и спасение людей из горящего дома – обычные трудовые будни.

Мастер пожарного спецназа

Вячеслав БАНДУШ.

Представим ситуацию: загорелся дом. Проходит буквально пять минут, которые очевидцам кажутся вечностью, и к месту ЧП приезжает большая красная машина. И пока одни пожарные разворачивают рукава, руководитель оценивает обстановку. И если у него появляется подозрение, что внутри горящего дома могут быть люди, в дело вступает звено ГЗДС (газодымозащитная служба) или, как еще называют этих бесстрашных мужчин, — пожарный спецназ. Их основная задача — любым способом эвакуировать из огня пострадавших.
Мастеру газодымозащитной службы ПСЧ-33 Вячеславу БАНДУШУ 56 лет. И больше чем за двадцать лет службы он не раз входил в горящие дома и спасал людей.

— В пожарную часть я пришел в 1999 году. Начинал простым пожарным, был командиром отделения, начальником караула, дослужился до начальника ПСЧ-33. В 2013 году показалось, что хватит – устал. Но прошло чуть больше года, и я вернулся в родную пожарную часть мастером газодымозащитной службы, — рассказал Вячеслав Анатольевич.

И вот уже девять лет мастер ГЗДС следит за оборудованием, в котором работает пожарный спецназ. И хотя это не официальное название службы, но оно весьма точно отображает то, чем занимается звено газодымозащиты.

— Работаю на совесть — с максимальной отдачей. Я же и сам был в звене ГЗДС, сам прорывался сквозь пламя, спасал людей из огня. И знаю, каково это, когда и твоя жизнь, и жизнь пострадавшего зависит не только от профессионализма пожарного, но и от оборудования газодымозащиты.

Учет спасенных жизней Вячеслав Анатольевич не вел. Но один случай вспоминает часто.

— Вызвали нас на улицу Красногорскую. Приехали — горит кровля дома. Подбегает женщина и говорит, что в доме пенсионер остался. Мы быстро аппараты надели, заходим, а внутри все уже в дыму. Зовем дедушку, откликается. Я ему говорю: «Дед, давай к нам, мы тебя вытащим», а он отвечает: «Я не могу, я безногий». Нашли мы его, взяли на руки, хотели через дверь вынести, а там уже огонь. Это только непосвященным кажется, что дом медленно разгорается, а на самом деле пламя молниеносно распространяется. Разбили окно, эвакуировали деда, а сами внутри остались. Нам снаружи ствол дали и мы изнутри тушили, — рассказал пожарный. – Понимание, что мы настоящий поступок совершили, только потом пришло. А тогда… А тогда мы просто делали свою работу.

Молодая смена

Владислав ТИХОНОВСКИЙ.

Лет пятнадцать назад самой большой тайной для мальчика Владислава было, что же находится за закрытыми воротами старинного здания, над которым возвышается пожарная каланча. А когда он с папой проезжал мимо и пожарные мыли спецтехнику, детскому счастью не было предела. Но что же там внутри, так и оставалось для мальчика тайной. И тогда Владислав даже и не догадывался, что за этими закрытыми воротами пожарной части находится его любимая работа – его призвание.

Сейчас Владиславу ТИХОНОВСКОМУ 26 лет. В ПСЧ-33 он служит четвертый год.

— Мой самый первый выезд на пожар пришелся на новогоднюю ночь. И двух часов не прошло, как отгремел праздничный салют, как нам поступил вызов – горит баня. Выехали, и чем ближе к месту пожара подъезжали, тем больше я волновался. Опыта-то совсем не было. Но ребята успокоили, подсказали, что и как делать. Успокоился, взял себя в руки и прошел крещение огнем, — улыбается Владислав.

Сейчас на такие вызовы пожарный реагирует спокойно. Но даже несмотря на богатый опыт, по пути на вызов, отделение обсуждает план действий – кто и что будет делать. И это помогает пожарным сэкономить драгоценные секунды.

— Больше всего я не люблю выезжать на тушение ландшафтных пожаров, когда сухая трава горит. Часто бывает, что огонь на самом краю леса «ловим» или до жилья пара метров остается. А не люблю я такие пожары из-за того, что их люди сознательно устраивают. Такой масштаб, может, и не планируется, но огонь не спрашивает о планах, — считает огнеборец.

Как признался Владислав, в пожарную часть он пришел, уже имея за плечами опыт работы в других сферах. Чтобы понять, что пожарный – это его призвание, молодому человеку потребовалась всего пара месяцев.

— Если бы не пожарная охрана, в какую-нибудь другую госструктуру бы пошел работать, — заверил пожарный. – Туда, где людям помогаешь. Но теперь о смене работы я даже и не задумываюсь – тут, за воротами пожарной части, мое призвание.

 

Аткарская газета