27 января 1871 года первый состав из 8 вагонов, ведомых паровозом серии «Б» завода Байер-Пикок прибыл на станцию Аткарск. Этот день считается считается днем основания Приволжской железной дороги.
18 марта 1867 года Саратовское губернское и Кирсановское уездное земства получили разрешение Министерства Финансов и Путей Сообщений на строительство 340 верст железной дороги. От Тамбова дорогу наметили через Кирсанов, Умет, Ртищево и Аткарск до Саратова. В перспективе дорога должна была пройти через Волгу на Уральск и далее в Среднюю Азию и Индию.
27 января 1871 года строительство данного участка было завершено, и первый товарный состав проследовал от станции Умет, через Тамалу и Ртищево в Аткарск. А 4 июля открыли сквозное движение пассажирских поездов.
К этому событию в городе построили паровозное депо на 9 паровозов и малые мастерские, а также товарный сарай для ремонта вагонов.
Так 150 лет назад началась история Аткарска как города железнодорожников. Очерк Владимира Рыжова по истории станции Аткарск читайте в сегодняшнем номере «АГ».