Старообрядцы из Бразилии поселились в аткарском селе

Они говорят на испанском и португальском и носят сарафаны и косоворотки.

Семья родившегося в Бразилии русского старообрядца Терентия МУРАЧЕВА обосновалась в одном из аткарских сел и намерена разводить породистых коров. Журналист "АГ" пообщался с новоселами, людьми открытыми и искренними, которые отличаются от современных россиян, прежде всего, внешним видом — традиционные русские сарафаны и косоворотки они шьют сами. В их планах — развитие крестьянского хозяйства: труд на земле и разведение животных на мясо.

Предки нынешних староверов покинули Россию в 20-30-е годы прошлого века, когда в России шла Гражданская война, раскулачивали крепкие крестьянские хозяйства, создавали колхозы и отрицали любую веру. Чтобы сохранить свои семьи, вековые традиции и веру, многие старообрядцы с Дальнего Востока и Алтая бежали через границу в Маньчжурию, где занимались привычным трудом: земледелием, скотоводством, охотой.

В конце 50-х годов, после победы революции в Китае, староверы, не желавшие менять свои устои, снова стали неугодными. По рассказу Терентия, миссия Красного Креста и Советское посольство помогли организовать переезд старообрядцев. Кто-то вернулся в Союз, оставшихся на двух пароходах привезли в Порт-Артур, а оттуда на самолетах — в Бразилию.

Как бы хорошо ни было на чужбине, Ефрем и Степанида МУРАЧЕВЫ, воспитавшие 12 детей, до последнего часа мечтали о России. Их сыновья Иосиф и Терентий – внуки первых переселенцев, родившиеся в Бразилии и свободно говорящие по-испански и португальски, знали о далекой Родине только понаслышке, но волю отца исполнили — вернулись на родину предков, поставив точку в кругосветном путешествии длиною в сто лет.

Очерк о судьбе переселенцев читайте в свежем номере "Аткарской газеты".

Старообрядцы из Бразилии поселились в аткарском селе

Автор текста: Елена БАЗАРОВА

Аткарская газета