Со старой фотографии смотрят на меня молодые солдаты. Одно лицо до боли родное – мой отец, год назад его не стало. Второй, изрядно постаревший, с сожалением держит снимок в руках.
Дети войны. В конце 1942 года в деревне Синельниковке было расквартировано воинское подразделение, готовящееся к наступлению под Сталинградом. Пятилетний Шурка с двоюродным братом Колькой десяти лет нашли после ушедших к линии фронта солдат ручную гранату. На берегу реки разожгли костер, бросили туда «лимонку», бегом спрятались за кустик. Взрыв не заставил себя ждать, Одновременно с грохотом, в разные стороны полетел осколки. Один мигом срезал пику у красноармейской буденовки, сидевшей на голове у мальца. Мальчишки чудом остались живы, сохранив острые ощущения этого дня до конца жизни.
Армия. С десяток аткарских парней в 1956 году попали служить в засекреченную пограничную часть в солнечном Ашхабаде. — ГОННОВ из Синельниковки, БУРЦЕВ и КАМЫШИН из Аткарска, АЛЕКСЕНЦЕВ из Даниловки, НОЖКИН из Елизаветино, — перечисляет сохранившиеся в памяти фамилии сослуживцев 78-летний Василий Сергеевич ПЧЕЛИНЦЕВ. – Ножкина перед демобилизацией куда-то «угнали», остался его чемодан. Мне пришлось везти его на родину. Из Малых Копен в Елизаветино на велосипеде имущество земляка было доставлено родителям в целости и сохранности. Вспоминает Василий Сергеевич, как на посту задержал «шпиона», пытавшегося в ночь под 1 мая похитить в воинской части бензин. За бдительность был премирован отпуском домой. Свежи в памяти эмоции от 10 дней, проведенных после болезни в доме отдыха горного оазиса Фирюза. Теперь это загородная резиденция президента Туркменистана — простым смертным туда дорога закрыта.
Синельниковский друг Сашка после демобилизации остался работать водителем в части. Восточный город, переживший страшное землетрясение, отстраивался на глазах, привлекая молодежь со всей страны. Здесь Александр женился, работал водителем «скорой помощи», городского автобуса, потом – «Интуриста». В 1980 году вновь призвала родная армия – теперь вывозить из Афганистана раненых советских солдат. Вернувшись к мирной жизни, стал возить пассажиров на республиканских междугородных маршрутах. События 90-х годов прошлого века заставили Александра Федоровича с семьей, которая уже насчитывала шесть человек, покинуть Туркмению. Так в Аткарске оказалась я – его дочь. В домашнем архиве хранится много армейских фотографий отца. Фотограф, запечатлевший его молодость, пришел накануне Нового года в редакцию «АГ», чтобы познакомиться, вспомнить друга и рассказать о своей судьбе, неразрывно связанной с жизнью родного села.
— Но ты обязательно напиши об отце. Жаль, что не смогли с супругой его проводить, ведь они в детстве в соседях, через дорогу жили, — посетовал Василий ПЧЕЛИНЦЕВ.
Гидроэлектростанция. 60 лет назад, 1 января 1955 года, дома колхоза имени Чапаева и влившегося в него колхоза «Пятилетку – за четыре года» впервые озарились электрическим светом. Это был новогодний подарок сельским труженикам. Дату пуска Малокопенской гидроэлектростанции зафиксировал журнал регистрации потребленной за сутки энергии, который лежит передо мной. Он прошит и скреплен сургучной печатью по всем правилам.
— Лампочка Ильича загорелась в доме ПЧЕЛИНЦЕВА Сергея Фомича, то есть моего отца, — с гордостью заявляет мой собеседник – хранитель журнала. – Мы тогда жили ленинским лозунгом: «Коммунизм – это есть Советская власть плюс электрификация всей страны!». Старший брат Александр, вернувшись с фронта, строил гидроэлектростанцию на реке Аткаре, а мне довелось быть ее начальником.
Специализацию «электрик 4-го разряда» Василий получил, проходя срочную службу в армии. Он считает, что именно армия в то время давала путевку в жизнь молодым парням. После трех лет службы, вернувшись домой с профессией в руках, они быстро вклинивались в трудовой ритм гражданской жизни. Пчелинцеву в 1960 году доверили ГЭС мощностью 30 киловатт, которая снабжала электроэнергией уже четыре хозяйства (добавились Бубновка и Синельниковка), слившиеся в колхоз имени Дзержинского. Оптимизация в действии, сказали бы мы сейчас. Но тогда количество дворов в селах росло, а мощности ГЭС хватало лишь на 300 одновременно горящих лампочек. Все равно, по тем временам это было благом цивилизации.
Депутатская чета. В 1961 году молодой начальник женился. Высокий красивый депутат сельского совета, член спортивного общества «Урожай», капитан сельской команды, которая занималась лыжами и стрельбой из мелкокалиберного ружья, не смог устоять перед обаянием и веселым нравом передовой доярки, тоже депутата сельсовета Нины АРЖАНОВОЙ из соседней деревни. Депутатские собрания носили для них уже более романтический характер, что никак не отражалось на ответственном отношении к делу. В семейном архиве — грамоты, медали, значок «Ударник коммунистического труда» — полный набор советского ветерана труда. Супруги вспомнили про еще один вид поощрения за хороший труд. В качестве награды Нина Егоровна, на попечении которой находилось 13 коров, получала телят.
В этом году депутатское семейство отметит изумрудную свадьбу. Они прошли длинный путь, подшучивая друг над другом, не держа обид за пазухой, готовые помочь в любую минуту.
Изобретатель. В 1965 году ГЭС, отметив десятилетие, сгорела. Ей на смену пришла дизельная установка. В 1980 году по состоянию здоровья Пчелинцев простился с электростанцией. Пытливость ума и любовь к механике не позволили опустить руки. Василию Сергеевичу предложили в колхозе должности автоэлектрика и аккумуляторщика. В этом деле равных ему не было: за опытом приезжали со всего района, сам выезжал консультировать специалистов Аткарского ДОСААФ, соседних хозяйств, его опыт до сих пор используют местные фермеры.
Шерсточесалкой, к которой местный Кулибин пристроил электродвигатель, пользовались жители всех окрестных сел. Мастер на все руки сконструировал и собрал из металлолома трактор мощностью 40 лошадиных сил, поставил его на учет в военкомате, получил госномер. Косил и во-зил на нем сено — одним словом, выполнял все сельхозработы. Этот единственный в своем роде экземпляр можно и сегодня встретить на улицах Аткарска.
Два года назад по заказу сельчан умелец разработал автоматическое устройство для подкачки воды в водонапорную башню. На въезде в село на столбе установили щиток с автоматикой, подвели к нему через дорогу кабель.
— Я поддерживаю автоматику в рабочем состоянии. Башня сама качает воду для всего села, — рассказывает пенсионер. – Я вот за воду отвечаю, а бывший киномеханик Виктор Николаевич САПРЫКИН, тоже разменявший восьмой десяток, отвечает за фонари, меняет лампочки, — скромно пытается пожилой мужчина разделить лавры с односельчанином.
Вот вам и старики — иначе как созидателями, их не назовешь. Дай Бог им здоровья, чтобы успели они своей активностью зарядить молодых.
Автор текста: Елена БАЗАРОВА