Проблемы. Вы помните, уважаемые читатели, с какого возраста это понятие пришло в вашу жизнь? Вспомните, как дались вам в школе первые прочитанные и написанные строки, первый ответ у доски. Обсудим проблемы детства.
Сказать и быть понятым. Воспитатели детского сада «Ромашка» во главу угла своей работы ставят развитие речи дошколят.
— Даже в играх дети разговаривают между собой короткими фразами. И проблема не в отсутствии фантазии, а в ограниченном словарном запасе детей, в неумении строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Истоки проблемы лежат в семье. Родители крайне мало разговаривают с детьми, заменяя общение компьютерными играми, телевизором, — очертила круг вопросов воспитатель подготовительной группы Ольга ВИНОКУРОВА. — А ведь речевые проблемы в детстве откликаются проблемами общения в школе, проблемами социальной адаптации во взрослой жизни.
Совет Винокуровой. Правильно сформировать речь ребенка помогает речь родителей. Следите за своей речью, манерой общения и играйте с детьми.
Над поставленной проблемой воспитатели детского сада работают в рамках образовательной программы, которую коллектив создал, учитывая все особенности развития современных детей. Программа прошла экспертизу в министерстве образования Саратовской области и получила оценку «хорошо». Главный методический прием программы – игра в различных ее вариациях: сказкотерапия, пластические этюды и так далее. Насколько игра, в которой поставлены обучающие задачи, может быть несложной и увлекательной для детей, корреспондент «АГ» увидел во время открытого занятия. Занятие по развитию речи было интегрировано с музыкальными играми, рисованием. Детали занятия могут быть использованы в семейном общении с ребенком. Но для этого нужно уметь погружаться в мир детства, как это делает воспитатель Ольга Винокурова. Пройдемте на занятие.
Звучит музыка из мультфильма «Маша и Медведь», и это уже первое задание для детей — «Угадай мелодию». Воспитатель — уже не воспитатель, она вместе с детьми слушает мелодию, пританцовывая и улыбаясь. Когда же в зал входит сказочная героиня Маша с рюкзаком, то восторг на лице детей и воспитателя – отражение друг друга.
Ольга Александровна растворилась в детстве и была со своими воспитанниками на одной сказочно-игровой волне. Все задания сказочных Маши и Медведя воспитатель выполняла с детьми, будто ей предстоит стать первоклассницей. Дружный коллектив взрослых и детей делил имена на слоги, слушал звуки своих имен, играл в слова-противоположности, раскрашивал для Медведя чашку и ложку. Никто из детей не зевал, не скучал, поглядывая по сторонам. Дети играли, познавая один из главных секретов жизни – как высказаться и быть понятым окружающими.
Не прыгать с пятого на десятое. Воспитатели детского сад «Ласточка» абсолютно согласны в постановке проблемы со своими коллегами из «Ромашки» и даже считают ее более острой.
— Мы становимся свидетелями того, как родители выдергивают ребенка из окружающего мира, — говорит воспитатель Наталья ТУМАНОВА. — Приведу пример. Начинаю занятие и вижу, что один мальчик сидит с абсолютно отсутствующим видом. Спрашиваю: что случилось? Ребенок говорит: «Мы с папой игру загрузили, а там конь никак не идет. Вы не знаете, почему он не идет?» Целый день ребенок плохо ел, не играл с детьми, а сидел задумчивый. Он был там – в компьютерной игре, а жизнь проходила мимо.
Совет Тумановой. Проанализируйте игрушки своего ребенка. Для правильного развития детей обязательно нужны развивающие игры, которые научат их классифицировать одежду, мебель, различать геометрические фигуры.
По мнению воспитателей, замена живых ролевых игр с игрушками на компьютерными играми привела ко многим проблемам в развитии детей: скудная речь, нежелание общаться со сверстниками. И потому на занятиях главная задача воспитателей – научить детей играть с пользой для их развития. Понаблюдаем за математическим занятием Натальи Николаевны в старшей группе детского сада.
— Закроем ладошками глаза и повернемся вокруг себя. Где это мы очутились? Да мы в сказку попали!
И вновь я не могу не восхищаться артистизмом воспитателя, ее убедительными интонациями. Мне захотелось забыть про обязанности корреспондента и пойти вместе с детьми в сказку, придуманную Натальей Николаевной. А уж когда в зале появились сказочные персонажи Леший, Баба-Яга, Царевна, мастерски сыгранные воспитателями группы коррекции и логопедом, то рабочая реальность отступила полностью. За время игры дети заселяли сказочный дом цифрами, определяли геометрические фигуры, в общем, серьезно занимались математикой. Но никто из них не заметил сложности заданий, ведь они спасали Царевну!
— На математических занятиях в качестве основной мы ставим задачу научить детей концентрировать и переключать внимание, чтобы от них не ускользал ни один момент событий, происходящих вокруг, чтобы разговаривая, они не перескакивали с пятого на десятое, — пояснила воспитатель.
Профессионалы двух детских садов призвали родителей понять, что жизнь маленького человека наполнена его сегодняшними огорчениями и проблемами. Кто, если не вы, должны первыми их рассмотреть и помочь решить?!
Автор текста: Светлана БАЛАЦКАЯ