Куда исчезли аткарские иконы?

В 1922 году в России началась кампания по изъятию церковных ценностей, закрытие церквей, расстрелы священников, аресты прихожан конфискация церковной утвари. Драгоценные оклады с икон снимали и отправляли на продажу, а сами иконы сжигали на кострах. В начале 20 века в храмах Аткарска и окрестных сел хранились тысячи икон. Одни были расписаны золотом, украшены серебром и драгоценными камнями, другие являли собой произведения искусства. Почти все они исчезли. Рассказываем о судьбе знаменитых и неизвестных аткарских икон.

Возвращение Благодатного неба

Икона «Благодатное небо» из Старой Лопуховки.

В домах аткарчан до сих пор хранятся древние иконы из исчезнувших аткарских храмов. Спасенные. Украденные. Потерянные. Где-то они становятся семейными святынями, где-то прячутся забытые под полом или на чердаке.
В годы гонения на православную церковь в двадцатые-тридцатые годы ХХ века в частные руки попало множество храмовых икон, в том числе произведения искусства. Православные, как могли, спасали от уничтожения церковные святыни. Иногда реликвии из разграбленных церквей всплывают в частных руках и возвращаются на свои места…
Так это было с иконостасной иконой «Благодатное небо» из Никольской церкви села Старая Лопуховка.
Историю возвращения старинной иконы рассказала «АГ» Ольга Альменова. ВКонтакте Ольга ведет группу «Заповедный храм» о Старо-Лопуховской церкви и бережно собирает каждое свидетельство об истории храма.
— Заслышав, что стали громить храм, жители Старой Лопуховки рискуя собственной свободой, разбирали иконы по домам. Кто-то сделал это с целью наживы, кто-то из любви к Богу. Несколько икон вернули благочестивые прихожане в наш храм.
Женщина обнаружила лик Богородицы в купленном под дачу доме. Икона изрядно пострадала от рук вандалов. Пытаясь смыть с иконы золото, образ сильно повредили, но не уничтожили. А какой-то добрый человек пытался ее восстановить, но не имея подходящих материалов и квалификации, сделал это строительной краской и не по канонам.
В 2015 году икону отреставрировал иконописец-профессионал. Реставратор определил, что образ относится к иконографическому типу «Благодатное Небо». А написана она была еще в 18 веке!
Представьте, за эти 250 лет стояли перед ней священники, крестьяне, помещики, нищенки, комиссары, детвора… А молитвы-то у людей все те же: о мире, о семье, о здоровье детей, о любви, о спасении и покрове – рассуждает Ольга.

Спасенная от топора

Семья прихожан Петропавловского храма спасла икону от топора.

Еще одну историю спасения алтарной иконы нам рассказали в Петропавловском храме Аткарска. Сегодня огромная храмовая икона Иверской Божьей Матери украшает стены самого красивого аткарского храма, а могла превратиться в дрова…
10 лет назад икону в только что построенный храм передала аткарчанка Елена Ташова. Когда-то мать дарительницы работала кладовщицей на зерноскладе в селе Чемизовка. После революции в склад превратили древнюю чемизовскую церковь во имя Николая Угодника.
Перед золочеными ликами святых вместо десятков молящихся предстали груды зерна. Огромная алтарная икона Иверской Божьей Матери даже среди многолетней пыли сверкала яркими красками, а под строгим взглядом Богородицы безбожникам становилось неуютно. Когда образ хотели изрубить на дрова, Вера Кузьминична спасла его от уничтожения и спрятала у себя в кладовой.
Восемьдесят лет икону хранили в ее семье, передавая от матери к дочери и надеясь вернуть на место. Но в Чемизовке от церкви уцелела только полуразрушенная колокольня, поэтому в 2014 году икону передали в новый храм Петра и Павла в Аткарске.

Куда пропали иконы Боровиковского?

Копия Казанской иконы Божьей матери работы Боровиковского.

Среди икон Аткарского уезда встречались настоящие сокровища. Иконостас бедной сельской церкви в далекой от Петербурга Белгазе-Маматовке украшали иконы работы великого русского художника Владимира Лукича Боровиковского (1757-1825). Боровиковский прославился в основном великолепными портретами, но много и охотно писал иконы для крупнейших храмов северной столицы.
Из Петербурга иконы знаменитого живописца привезла в свое аткарское имение помещица Александра Андреевна Куткина и передала в новую Казанскую церковь, которую в 1837 году построил в Белгазе ее сын, гвардии поручик Дмитрий Куткин, а поведал историю этих икон историк А.Н. Минх.
Известно, что в конце 19 века в храме находились два образа работы прославленного художника. Икона Спаса Нерукотворного была написана академиком Санкт-Петербургской академии художеств Боровиковским в 1817 году – об этом свидетельствовала надпись на обороте.
Вторая икона была знаменитой — копия Казанской иконы Божьей Матери, написанной Боровиковским для Казанского собора в Петербурге. Живопись была почти полностью скрыта под роскошной серебряной ризой. Крестьяне считали образ чудотворным, ходили с ней по полям и совершали молебны об урожае.
Иконостас Боровиковского составлял главную достопримечательность церкви. В 1920-х гг. храм был полностью утрачен. Тогда же безвозвратно исчезли уникальные работы великого художника — они могли быть похищены, спрятаны или просто уничтожены. Удастся ли когда-либо их разыскать?

Самые знаменитые иконы Аткарского уезда:

  • В 1916 году икону из Аткарска получила в подарок императрица России Александра Федоровна. Икону и ковры ручной работы преподнесли императрице воспитанницы Краишевского Тихвинского женского монастыря Аткарского уезда.
  • В 1877 году заказ из Аткарска выполняла Академия художеств. Образ святого великомученика Георгия создавался художниками Академии для Михайло-Архангельского собора.
    Икона «Иоанн Богослов», созданная в Аткарске в 1875 году иконописцем Герасимом Садовниковым для церкви с. Балаково, хранится в Саратовском художественном музее им. Радищева. Иконописная мастерская купцов Садовниковых действовала в Аткарске около 80 лет.

А в вашей семье хранится икона с удивительной историей? Вам удалось отыскать икону неизвестного происхождения? Вы знаете о судьбе старинных икон из аткарских храмов? Расскажите нам!

Аткарская газета