На берегу Иссык-Куля жила простая рабочая семья. Отец — слесарь, мама – домохозяйка. Учили троих детей быть честными, трудолюбивыми, ответственными. Время показало – хорошо учили, все дети вышли в люди, нашли свое место в жизни. В том числе и герой этого очерка – Рустам АМАНОВ.
В 1993 году семья была вынуждена перебраться в Россию, в Аткарск.
У Рустама была очень неплохая профессия – радиоэлектронщик. Устроился работать на телевышке и, решив получить второе образование, окончил юридический институт. И еще любил Рустам рисовать, так, изредка в свободное время, набрасывал на листе карандашом здания, пейзажи, портреты. Озарение пришло внезапно, как гром среди ясного неба – взрослому солидному мужчине вдруг очень захотелось написать картину — настоящую, масляными красками.
Написать так, чтобы люди не смогли пройти мимо, и его глазами увидели все, что восхищало и надолго оставалось в памяти Рустама.
Как часто человек, залюбовавшись цветущей сиренью, зеленью лесов, разноцветьем лугов с восторгом и сожалением восклицает: «И что я не художник – такую красоту надо писать!». Но лишь единицы берут в руки кисть и пишут. Никто не учил Рустама рисовать, если не считать обычные школьные уроки. Как же он освоил технику письма маслом?
— Сделал несколько картин гуашью и быстро понял – не то, — рассказывает Рустам. – Масло более полно передает всю гамму оттенков, которыми так богата природа. Моим первым учителем живописи стал интернет. Съездил в Саратов, купил холст, краски, кисти, смастерил мольберт, подрамники и начал писать. Самому было удивительно – могу, получается, но очень быстро восторг сменился муками творчества. Знаю, что хочу, вижу, но не так.
Начинающий живописец принес свои работы, основателю и хранителю художественно-этнографического музея имени А.П. Бубнова, известному художнику Петру ТРУЩЕЛЕВУ. Много аткарских художников называют Петра Алексеевича учителем.
Вот и Рустам, получив одобрение и несколько уроков мастера, потерял счет времени, просиживая ночи над своим очередным творением. Очень быстро он понял, что муза приходит только к тем, кто умеет заставить себя трудиться. Но упорства ему не занимать, и результат уже сияет на его полотнах полем алых маков в предгории Тянь-Шаня, играет сине-голубыми переливами прозрачной воды Иссык-Куля, отражается множеством оттенков зеленого в узнаваемых аткарских пейзажах.
Трудно пока сказать, какое направление в живописи выберет Рустам. Он пробует себя в природных и городских пейзажах, портретах и натюрмортах. Много работает над техникой рисования, но при этом старается избегать фотографической манеры письма, хотя старинное здание администрации на его полотне именно в этой манере выглядит одновременно воздушным в своей ажурности и величественно монументальным.
— На полотне обязательно должен чувствоваться художник, его видение, его отношение к натуре, его любовь, — считает Рустам. — Без любви вообще не стоит браться за кисти. Даже технически правильно написанное полотно не тронет души зрителей, если творилось оно без любви.
Семья Рустама не препятствует его творческим исканиям, жена Ирина тоже человек творческий – пишет стихи, пробует себя в живописи и дочка Лилия.
У Рустама особое отношение к краскам, он видит в них что-то мистическое, считая, что краски сами порой помогают создать нужный оттенок.
— Я очень люблю зеленый цвет, — говорит Рустам, — у него столько оттенков, ведь обычный листочек, травинка за короткое время несколько раз меняют цвет. А какая игра оттенков зеленого в отражении деревьев в воде, солнечного луча в набегающей морской волне, игре ветра в луговых травах. Это завораживает, и хочется перенести это на полотно так, чтобы люди остановились и замерли в восхищении. Если увижу, что получилось именно так, почувствую себя счастливым.
— Сегодня писал всю ночь, — признается Рустам, — это мое самое любимое время. До утра еще долго и никто не мешает с головой погрузиться в мир красок, света и теней. После долгих часов упорного труда, можно дождаться визита своей музы, которая, как известно, не любит суеты, и тогда наступает миг вдохновения и на полотне рождается задуманный мною мир.
Рустама радует то, что он не одинок в своем творчестве. Встречи с аткарскими художниками, профессиональными и самодеятельными, дают возможность получить компетентную оценку своей работе, взять мастер-класс у профессионалов, принять участие в выставках, ведь художнику очень нужно признание, рождающее вдохновение.
Всего лишь год прошел с того дня, когда Рустам положил на холст первый мазок масляными красками, но на свет родилось уже около 20 живописных полотен, многие из которых получили высокую оценку мастеров и зрителей.