Помни и гордись, Аткарск! Бесстрашный летчик-штурмовик

90 лет назад, 16 апреля 1934 года была учреждена высшая степень отличия нашей страны – звание Героя Советского Союза. За прошедшие годы его были удостоены 13 уроженцев Аткарска, в том числе, герой Великой Отечественной войны Николай Сергеевич Лацков.

От медицины в небо

Николай Сергеевич родился 4 (17) января 1917 года в городе Аткарск Саратовской области. Его отец Сергей Иванович работал на железной дороге, мать Александра Павловна была домохозяйкой. В 1931 году Николай окончил школу-семилетку и поступил в ФЗУ. Работал вместе с отцом слесарем в железнодорожном депо. В 1933 году семья Лацковых переехала в областной центр, но Николай в Саратов не поехал, а поступил на медицинский рабфак в городе Владимир. После его окончания в 1935 году он становится студентом Саратовского медицинского института. Во время учебы на втором курсе его судьба делает крутой поворот – по путевке ЦК ВЛКСМ Н.С. Лацкова направляют в военную авиацию. В сентябре 1937 года 20-летний юноша становится курсантом военной авиационной школы летчиков в городе Энгельс. Вскоре он успешно выполнил первый самостоятельный полет на самолете У-2
Когда прилежному курсанту давали увольнительные, он спешил на противоположный от Энгельса берег Волги – в Саратов. Помимо родителей, там его ждала и первая любовь – 20-летняя Зоя Тарасова, с которой он познакомился во время учебы в медицинском институте. В декабре 1938 года молодые люди поженились. В феврале 1940-го у них родился первенец – сын Валерий. А осенью того же года старшина Николай Лацков успешно окончил летную школу и получил назначение в 175-й бомбардировочный авиационный полк, базировавшийся в городе Великие Луки. Здесь он освоил бомбардировщик СБ, а летом 1941 года – новый штурмовик Ил-2. Вскоре Николай Сергеевич стал одним из лучших летчиков полка.

Хроника великого подвига

Старший лейтенант Н.С. Лацков. Февраль 1944 года

Когда началась Великая Отечественная война, младший лейтенант Н.С. Лацков получил назначение командиром звена в 12-й запасной авиационный полк. Он рвется на фронт, но ему поставлена другая задача – в тыловом Чапаевске переучивать пилотов на штурмовик Ил-2. Благодаря инструктору Лацкову десятки молодых летчиков пришли на фронт, имея хорошую летную практику.
Но мысль попасть на передовую не покидала Николая Сергеевича. И он добивается зачисления командиром звена в 431-й штурмовой авиационный полк.
5 июля 1943 года началась знаменитая Курская битва. Николай Лацков совершает свой первый боевой вылет. А уже на следующий день его назначают командиром эскадрильи.
7 июля молодой комэск 4 раза водил в бой группу из семи самолетов на штурм танковых колонн противника. Несмотря на ураганный зенитный огонь, меткими ударами наших летчиков было уничтожено 15 танков, 30 автомашин и более 150 гитлеровцев, подорвано три склада с боеприпасами. Два раза при отходе от цели группа была атакована восьмеркой немецких истребителей. Н.С. Лацков умело организовал оборону по радио: самолеты встали в круг, отразили все атаки и вернулись без потерь. На машине Николая Сергеевича был пробит маслопровод и повреждено шасси. Однако летчик довел поврежденный самолет на свой аэродром и мастерски произвел посадку на одно колесо.
За пять дней Курской битвы Николай Сергеевич совершил 9 боевых вылетов. Лично уничтожил 9 танков, 19 автомашин, 5 зениток и до 140 человек живой силы противника. Уже 11 июля младший лейтенант Н.С. Лацков получил свою первую награду – орден Красного Знамени и воинское звание «лейтенант».
31 августа 1943 года Николай Сергеевич водил группу из семи Ил-2 в район села Игрицкое Брянской области. На переправе через реку Усожа летчики обнаружили скопление до 400 автомашин врага. Обрабатывая цель в течение 15-20 минут при сильном огне зенитной артиллерии противника, они уничтожили свыше 100 автомашин с грузом и свыше 200 человек живой силы. 15 сентября лейтенант Н.С. Лацков был награжден вторым орденом Красного Знамени.
Осенью 1943 года в боях за Украину Н.С. Лацков проявил мужество и отвагу, смело вступая в бой и сбивая фашистские самолеты. Награжден орденом Отечественной войны I степени с присвоением воинского звания «старший лейтенант», а 13 марта 1944 года за умелые действия в воздушном бою награжден орденом Александра Невского.
28 марта Н.С. Лацков три раза водил группу в район станции Заболотце Волынской области при сплошном снегопаде. В этот день было уничтожено: один паровоз, пять вагонов с грузами, крупный склад боеприпасов и до 100 человек живой силы. За эти вылеты старший лейтенант Н.С. Лацков был награжден третьим орденом Красного Знамени.
В сентябре 1944 года летчики-гвардейцы прикрывали наши войска при штурме Варшавы. Битва была ожесточенной. За успешные действия по уничтожению вражеской техники и живой силы Н.С. Лацков 15 октября награжден четвертым орденом Красного Знамени. А 26 октября 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР капитану Н.С. Лацкову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Всего за время войны Николай Сергеевич Лацков совершил 156 боевых вылетов, лично уничтожил 24 танка, 76 автомашин, 4 автоцистерны, 23 артиллерийских орудия, 2 паровоза, 21 железнодорожный вагон, 7 минометных батарей, мост через реку Ирпень, 4 склада с боеприпасами и 2 – с горючим и свыше 600 гитлеровцев.
В 22 воздушных боях сбил 3 самолета противника. 14 раз самолет Н.С. Лацкова был подбит, но он ни разу не покинул машину и всегда приводил ее на свой аэродром. Это – рекорд в истории советской штурмовой авиации!
В марте 1945 года Николай Сергеевич был отозван с фронта и в апреле стал слушателем командного факультета Военно-воздушной академии. 24 июня 1945 года майор Н.С. Лацков участвовал в параде Победы на Красной площади.

Жизнь, как песня

После окончания Военно-воздушной академии. Н.С. Лацков – второй слева,
в центре – И.Н. Кожедуб. Монино, 1949 год

В мае 1949 года подполковник Лацков успешно окончил академию и был назначен командиром авиационного полка. Через год опытного летчика переводят на летно-испытательную работу и назначают заместителем командира полка научно-испытательного института ВВС. Здесь Николай Сергеевич проводит ряд испытательных работ по отработке различного самолетного оборудования на самолетах Ли-2, Ил-10, Як-11, Ил-12, Ту-4 и других. В июне 1952 года становится летчиком-испытателем 2-го класса, в апреле 1953 года награжден орденом Красной Звезды. В октябре 1954 года Н.С. Лацкова назначают заместителем начальника Управления испытаний авиационного вооружения в Энгельсе, откуда летчик-штурмовик первый раз поднялся в небо. Здесь он осваивает реактивные самолеты – бомбардировщики Ил-28 и Ту-16, истребители МиГ-15 и МиГ-17, перехватчик Як-25 и вертолет Ми-4. В 1955 году Николай Сергеевич награжден вторым орденом Красной Звезды.
В 1959 года по состоянию здоровья полковник Н.С. Лацков уволился в запас. Он переехал в город Жуковский и стал руководителем полетов в Летно-исследовательском институте.
Николай Сергеевич находил время и для общественной деятельности. Часто выступал перед школьниками в Жуковском, ездил на встречи однополчан. Ему было присвоено звание почетного гражданина городов Нежин и Слуцк, при освобождении которых он особо отличился. В городе Жуковском и Слуцке его именем названы улицы.
2 июля 1979 года легендарный летчик-штурмовик четырежды кавалер ордена Красного Знамени, дважды ордена Красной Звезды, ордена Александра Невского, ордена Отечественной войны I степени, Герой Советского Союза Николай Сергеевич Лацков ушел из жизни. Похоронили его в городе Жуковском на Быковском кладбище.

Аткарская газета