Президент России Владимир ПУТИН 2022 год объявил Годом народного искусства и нематериального наследия народа. Важно знать и помнить о культурном богатстве доставшимся нам в наследство от предыдущих поколений. Как часто привычное не кажется значимым и ценным, что необходимо беречь и этим гордиться. Так произошло с русской частушкой, и если бы не Год народного искусства, вспомнили бы мы о том, что во всей мировой литературе ей нет ничего подобного?
Частушки — уникальный жанр русского народного словесно-музыкального творчества. В череде фольклорных жанров, которыми так богат русский народ частушки занимают особое место, потому, что спустя века шагают в ногу со временем. Кто сейчас слагает былины, пишет оды? А частушки по-прежнему продолжают оставаться самим ярким жанром народного творчества.
Не случайна любовь русского народа к частушке – это самая доступная форма творчества, соединяющая в себе поэзию, музыку и пляску. Основа частушки двух или четырёхстрочные рифмованные куплеты, исполняемые поочерёдно на один из несложных, хорошо запоминающихся, обязательно мажорных мотивов.
Частушки в миноре называются «Страданиями». Но сегодня о тех частушках, которые в нашем районе называли «припевками», а еще «дробушками» потому что исполнялись под дробный перестук каблуков. И сегодня на свадьбах можно услышать такие «дробушки», когда все пляшущие образуют круг, в который выходят по очереди и поют свою частушку.
В Аткарском районе были популярны частушечные мотивы «Мотаня», «Семеновна», «Дроля», «Барыня». Текст частушки, озорной, порой даже обидный и не всегда литературный. Если частушка обращена конкретно к кому-то, принято отвечать. Да так, чтоб не «в бровь, а в глаз». Ориентироваться требуется быстро, а то другой оппонент найдется. Ведь название частушки произошло от слова частить.
Частушки имеют ценность еще и потому, что в них, как в зеркале отражаются времена и события. Например, в 1936 году районная газета «Коммунист» предложила сельским клубам собирать частушки и присылать их в редакцию. Частушек прислали так много, что всех не смогли опубликовать и сообщили о решении создать районный сборник частушек. Вышел ли этот сборник – неизвестно, но в подшивке газет 1936 года сохранились частушки из сел Земляные Хутора, Елизаветино, Малые Копены, Большая Екатериновка, Даниловка, Николаевка, Варыпаевка.
Жизнь хорошая настала, умирать не хочется.
Даниловские и Николаевские девчата радовались своей значимости в обществе:
«На мне юбка черная,
Кофточка малинова,
Я девчонка из колхоза
Имени Калинина.
Меня милый ждет-пождет,
На лице страдание,
А у нас теперь идет
Партийное собрание.
На колхозную работу
Я всегда иду чуть свет.
За ударную работу
Меня выбрали в Совет.
Милый мой мне изменил,
Я упала перед ним.
Что я дура падаю
Пред такою гадою».
А вот мужской ответ женской эмансипации в колхозе №30:
«Моя милка трактористка,
Не угонишься за ней.
В клубе вечером – артиска,
Днем – ударница полей.
Мы с колхозницей Марусей
Не сошлись характером.
За Марусей я гонюся,
А она за трактором».
Завидными женихами в селах были трактористы, например в Барановке, Песчанке:
«Мой миленок тракторист
Он в Аткарске учится,
И хороший комбайнер
Из него получится.
Ты, подруга, не хвались,
Что твой милый тракторист.
Мой-то выше перелез,
Он директор МТС.
Сошью кофточку по моде
Раскошены рукава.
Неужели я не буду
Трактористова жена».
В селе Николаевка частушки воспевали индустриализацию:
«Поезд едет из Тамбова,
И гудочек подает.
Милый вышел из вагона
Праву рученьку дает.
Подруженька моя, Нюся,
Давай купим аэроплан.
Ты к миленку, я к миленку
На минуточку слетам».
В Елизаветино, Земляных Хуторах и Александровке смело критиковали колхозные недостатки:
«Тише, тише, тише, тише
Завелись в пекарне мыши.
До того нахальны стали,
Хлеб буханками таскали.
Как в Земляновском колхозе
Нет ни ложки, ни ковша.
Каждый день они готовят
То галушки, то лапша.
Шли мы вечером по льду,
Лед так и ломается.
В Александровском совете
Матерно ругаются».
А Большая Екатериновка радовалась, что жить стало лучше и веселей:
«Колхоз вышел из прорыва,
И дела идут вперед.
Председатель у нас новый
Жизнь по-новому ведет.
Слушай, Петя, слушай, Ваня,
Есть у нас в колхозе баня.
Парикмахерская есть –
Это нам большая честь».
В 1936 году жизнь в Аткарском районе бурлила событиями экономического, спортивного, культурного характера и все это отражалась в частушках.
Были годы, когда частушки запрещали, за некоторые особо острые можно было и под репрессии попасть, а они все равно сочинялись, но только пелись за закрытыми дверями.
Я люблю тебя до слез, Фестиваль Аткарских роз.
«Аткарская газета» периодически возвращалась к этому фольклорному жанру, публикуя творчество районных частушечников. А в 2018 году к очередному фестивалю «Аткарские розы» провела конкурс частушек «Кто про что, а мы про розы». Наши читатели прислали больше 100 частушек, которые звенели на фестивале в исполнении и взрослых и детей.
Частушки прославляли фестиваль:
«Наш глава издал указ:
фестивалю быть у нас.
Ты еще глава вели,
чтоб розы в августе цвели.
Расступись, народ!
К нам министр идет!
По России весть звенит –
Путин с розами летит!
Пойду плясать,
доски гнутся.
На Аткарский фестиваль
гости ломанутся».
Призывали сажать розы на улицах города:
«Ой, звени гармонь,
рассыпайся трелями.
Коли розы посадил,
можешь петь неделями».
Мечтали:
«Утопает город в розах,
Розы даже на березах,
В розах парки, в розах скверы,
В розах торты и эклеры.
Прогремели в целом мире
Лучшим мундиалем.
А в России будем славны
Аткарским фестивалем».
Нашлось место и политическим частушкам, которые сейчас звучат особенно актуально:
«Вот весь мир бы удивить,
Всюду розы посадить.
Англия и Франция
Отменили б санкции.
Хорошо бы членам НАТО
Выдать каждому лопаты.
Пусть сажают розы,
Будет больше пользы».
Острые на язычок частушечники не преминули кольнуть недостатками:
«Не мешало б к фестивалю
нам дороги починить.
Впрочем, в рытвины и ямы
можно розы посадить.
Розы вянут от мороза,
а в Аткарске от стыда.
Не уберегли питомник!
Вот такая ерунда».
Где розы, там и любовь:
«Я с утра тружусь, как пчелка —
Розы требуют уход.
А миленок селфи занят –
Селфи с розами – улет!
У моей милашки
В розочках рубашки.
Я на розочки смотрю
Понимаю, что люблю.
Фестиваль «Аткарских роз
Чудесами славится.
Приезжайте к нам в Аткарск
Вам у нас понравится».
Русская частушка была и есть одним из самых доступных и ярких жанров нематериального культурного наследия нашего народа, который надо любить, беречь и развивать.