Великой мудрости неиссякаемая щедрость

Учитель – пожалуй, единственная профессия, которая начинается не с диплома о высшем образовании, а с любви к детям и огромной ответственности за их судьбы. Педагогическая мудрость приходит к тем, кто полностью растворяется в профессии. Подтверждение сказанному — интервью с  директором  школы №9  Фаиной  ЖИЛКИНОЙ.

Дипломированный филолог, педагог-новатор, рачительный хозяйственник, мудрый политик, депутат второго созыва районного Совета депутатов, строгая мама, бесконечно любящая бабушка, ценитель классической музыки и театра, патриот нашего города и России, красивая женщина, полная неиссякаемой энергии.

— Мне 67 лет и я не делаю тайны из своего возраста, считая, что стареть надо красиво и с достоинством, — говорит Фаина Сергеевна. – О здоровье говорить не люблю, но поделюсь секретом лучшего лекарства  – это моя школа. Мне бы только до крыльца дойти, и все болезни проходят.

Фаина Сергеевна, будучи ученицей, вы мечтали стать директором школы?
— Никогда. Но с первого класса твердо знала, что буду учителем. На всю жизнь мне стала примером моя первая учительница —  Маргарита Ефимовна. Я подражала ей во всем – в поведении, в манере разговаривать, одеваться, укладывать косы. Годы учебы для меня были дорогой к исполнению мечты, я даже не рассматривала другой альтернативы.

Надо сказать, что  школьный путь отличницы Фаины легким не был. Она родилась в крестьянской семье, до 7 класса училась в сельской школе. Рядом с домом была библиотека и книги девочка читала запоем. Свет в селе гасили в полночь, и чтение продолжалось при свете луны, фонарика, свечи. Родители поддерживали стремление дочери к образованию, но чтобы продолжить обучение  14-ти летняя девочка каждый день в любую погоду одна,  три с лишним километра шла по проселочной дороге в райцентр Екатериновка.

— Я всегда была в гуще общественной жизни школы, поэтому уходила из дома затемно и возвращалась в непроглядной тьме, — вспоминает Фаина Сергеевна. — Ориентировалась по электрическим столбам, с тех пор помню, что расстояние между ними 200 метров. В мороз от дыхания на шали сосульки вырастали, весной и осенью с трудом сапоги из грязи вытаскивала. Родители, светлая им память, жалели меня, но виду не показывали, понимая, что образование — единственный путь к лучшей жизни. В нашей семье царил культ образованности, родители дарили нам книги, сами говорили не подеревенски грамотно, а любимая бабушка Пелагея Родионовна рассказывала чудесные сказки.

С отличным аттестатом Фаина Сергеевна поступила в Балашовский педагогический институт, сразив экзаменационную комиссию прочтением наизусть всего «Евгения Онегина». Училась так, как будто готовилась к своему первому уроку в школе, но педагогическую деятельность начала с работы воспитателя в школе-интернате Аткарска, куда переехала вместе с мужем.

— Я всегда с благодарностью вспоминаю своих учителей, чаще других директора школы-интерната Николая Ивановича Елтарева, мудрого человека и настоящего учителя. Трудные дети были в интернате, сироты, потрепанные судьбой, обозленные, сколько сил душевных и физических мы вкладывали в них. Помню как-то всю ночь просидела держа на руках прижавшегося ко мне больного с высокой температурой мальчишку, у которого в аварии погибли родители.  Уже став директором школы, педагогический коллектив отбирала по одному принципу – главное любить детей.

Говорят, что нынешнее поколение детей трудное. Вы согласны?
— Нет! Дети — они всегда дети.  Как педагог заверяю, что не бывает трудных детей, бывают трудные родители. Воспитание ребенка надо начинать с себя, потому что родители — самый яркий пример. Я не устану повторять — ребенка надо хвалить авансом, а не тогда, когда он этого заслужит. Своей похвалой вы указываете, каким он должен быть, поверьте —  это работает, он будет изо всех сил стараться делать именно так.

Самое большое профессиональное достижение, которым вы гордитесь?
— Педагогический коллектив школы. Не боюсь перехвалить – у меня работают только самые лучшие. Это мои единомышленники, мы с ними в одной упряжке, понимаем друг друга с полуслова. Честь школы, достоинство учителя, патриотизм – для них не пустой звук, а образ жизни и воспитания учеников. Без сожаления расставались с теми, кто не любит детей.

Если бы вы стали министром образования, какие изменения  внесли бы в сложившуюся систему?
— Прежде всего, ввела бы цензуру в средства массовой информации. За 20 лет аморальными передачами и статьями,  в которых грязью поливают учителей, муссируя отдельные  негативные примеры, напрочь подрубили авторитет учителя и престиж профессии. Результаты налицо – в педагогические институты самый низкий проходной балл, на выходе — специалисты, которые не могут работать в школе. А в школах и детских садах – жуткий дефицит кадров. Ориентация на профессию учителя законодательно должна начинаться уже в школе. Дорогу в пединституты – только лучшим.
И еще, финансирование ремонтов, технической оснащенности школ должны осуществляться целенаправленно из федерального бюджета.

Какого стиля в одежде вы придерживаетесь сами и внедряете среди учителей?
— Только классика. И коллектив меня в этом поддерживает. Учитель должен быть образцом во всем, в том числе и в одежде. Я сторонница введения школьной формы – это один из аспектов дисциплины и патриотизма в школе. Но в современных условиях  это сделать сложно. Стараемся ориентировать детей  и родителей на темно-синий и белый цвета.

Бывают ли моменты, когда вас покидает вдохновение?
— Иногда и ненадолго. Школа – это жизнь моей семьи. Муж, Валерий Павлович, светлая ему память, инженер по профессии, всегда помогал мне готовиться к урокам, делать методические пособия, и сам не заметил, как заразился школой и перешел ко мне работать. Старшая дочь Полина тоже учительница. Каждый семейный праздник превращается в педсовет.

Чего бы вы никогда не сделали в своей жизни?
— Никогда бы не бросила школу.

 О чем мечтаете?
— О достойном преемнике. Я же понимаю, что  время играет против меня. Не могу представить себя без школы, — Фаина Сергеевна едва сдержала слезы. – Мне будет легче, если оставлю школу в надежных руках.

Фаина Сергеевна,  в чем же притягательность этой профессии, ее прелесть, удовлетворение?
— О! Это — счастье! Каждый урок – спектакль, в котором ты играешь главную роль. И ни разу этот спектакль не повторяется. А удовлетворение  — в учениках. Ребенок, поверивший своему учителю, выберет правильный путь в жизни. И если человек состоялся, значит, в его жизни был настоящий учитель!

Я уходила от Фаины Сергеевны с огромным чувством сожаления о том, что в моем распоряжении лишь газетная страничка, а впечатлений на целую книгу —  повесть о настоящем Учителе!

Аткарская газета