Зоя — значит жизнь!

В эти апрельские дни свой 97-й день рождения отмечает наша землячка Зоя Александровна Кравченко. Она проработала всю жизнь воспитателем в аткарском детском саду №3 на улице Революционной, его еще называли санаторным, потому что после войны туда попадали дети с положительной пробой на туберкулез. О Зое Александровне Кравченко рассказывает её внучка – тоже Зоя Кравченко.

Когда я родилась, моей бабушке Зое Александровне Кравченко родители сделали подарок: в свидетельстве о рождении они записали меня Зоей, в её честь. Но бабушке сюрприз не понравился. Она с неудовольствием переспросила, неужели для девочки имен больше не было?

Моя бабушка прожила долгую и сложную жизнь и просто не хотела, чтобы её внучка взяла себе что-нибудь из её тягот. «Зоя — значит жизнь» — всегда повторяет мне бабушка. После девяностого дня рождения мы с бабулей договорились, что теперь каждый год будет юбилейным. А значит, 8 апреля 2024 года Зоя Александровна Кравченко отмечает свой 97-летний юбилей.

«Старость дома не застанет, мы в дороге, мы в пути» — еще одна фраза, которую повторяет моя бабушка, сколько я себя помню. И хотя она всю жизнь провела в родном Аткарске, больше сорока пяти лет проработала в детском саду №3 «Родничок», 67 лет прожила с одним мужчиной — ветераном Великой Отечественной войны Петром Архиповичем Кравченко, без дела никогда не сидела.

Во время войны Зоя-школьница уходила с отцом железнодорожником с ночевкой на рыбалку на Медведицу. Самых больших рыб из улова Зоя потом продавала или обменивала в ресторане у вокзала на другие продукты, так и пережили голодные годы. В конце войны Зоя окончила педагогическое училище, а потом на практике в Кистендее встретила свою любовь – комиссованного из-за ранения в ногу лейтенанта Петра Кравченко.

И он, влюбившись с первой встречи, поехал вслед за Зоей в Аткарск делать предложение руки и сердца.

Зоя и Петр КРАВЧЕНКО.

Бабушка и дедушка смеялись: в те годы больше нечего было предложить. Они виделись всего два раза, и на третий поженились. Вместе с известием о Победе над фашистами образовалась молодая семья Кравченко, ей 18, ему 20 лет. Жить было негде, ютились первое время у родителей Зои. Но у семьи Кравченко из самого ценного было уважение друг к другу и большой вишневый сад.

В тяжелые послевоенные годы Зоя Кравченко собирала два ведра вишни и на подножке поезда ехала в Саратов продавать. Так делали многие в Аткарске, можно было заработать. Все равно вишни было так много, что с ней не успевали что-то сделать, она портилась

Сейчас я понимаю, что когда бабушка вспоминает те годы, она никогда не жалуется. Она всегда рассказывает свои истории без слез и сожаления. Было трудно, но всем было трудно. И главное, что в Аткарске у бабушки и деда было много друзей, они собирались большими теплыми компаниями, ставили на стол вареную картошку с зеленым лучком и пели песни.

Бабушка любит родной Аткарск и никогда даже не думала менять свой город на какой-то ещё. Здесь прошло детство, юность, молодость, здесь жили друзья и живут те самые ребята из детского сада «Родничок». Воспитанники хорошо запомнили, как Зоя Александровна одна брала свою группу из тридцати детей и вела их по Революционной улице купаться на Аткару, на детский мелкий пляж.

И родители ребят безоговорочно доверяли воспитательнице. Ведь дети проводили лето не на маленьком участке группы, а на солнышке, на пляже, а лучше солнечных ванн для ослабленных детей ничего и нет. Зоя Александровна учила ребят плавать, играла с ними в «Море волнуется раз» и все тридцать голов в белых панамках смотрели на свою любимую воспитательницу и принимали позу «морской фигуры». По пути в садик ребята вместе с воспитательницей хором пели песню:

«Через лес перейти надо нам ребята,
в дальний лес мы идем, там грибы маслята,
а на мостик волк нас не пускает,
на мосту он, серый, отдыхает!
Он ворчит, он рычит, лязгает зубами.
Не пущу, не пущу деток за грибами!»

«Как же меня старость дома застанет!» — всегда смеётся моя бабушка. Выйдя на пенсию, она переключилась на воспитание внуков: меня и брата Геры. В летние каникулы бабуля с ранним утром добежит до рынка, купит продукты, а потом будит нас с братом на завтрак и через час мы уже втроем на велосипедах, либо едем купаться на Медведицу, либо на картошку. Наш дед купил участок за 12 километров от Аткарска, как бы сейчас сказали, в экологически чистом районе. Все школьные годы мы выкапывали там картошку, а обратно шли пешком под палящим солнцем, ведя велосипеды с мешками, перекинутыми через рамы. Так бабушка почти до 80 лет ездила на велосипеде — 12 километров туда, 12 обратно.

Дед подшучивал, что так он держал бабушку в хорошей физической форме, а нас с братом приучал к труду. Дед, к сожалению, умер десять лет назад. А бабушка дождалась четверых правнуков. Теперь они приезжают к ней на лето в Аткарск, чтобы услышать её истории. И так же, как когда-то маленьким воспитанникам детского сада «Родничок», Зоя Александровна поет песню про волка и козлика своим правнукам и не унывает. Ведь главное правило 97-летней юбилярши: чтобы ни случилось в жизни — никогда не унывать!

 

Аткарская газета