27 ноября поздравления принимают морские пехотинцы – универсальная военная элита нашей армии.
Салют канадскому флоту.
Военным, мальчик Саша, а сейчас майор в отставке Александр Александрович ПОПОВ, мечтал стать с самого детства. В военное училище он поступил 16-ти летним пацаном.
— В то время порядок был такой, на сентябрь года поступления в военное училище курсанту должно было быть минимум 17 лет, а у меня день рождения в ноябре. Написал несколько писем, где разъяснил ситуацию и разослал их и в военные училища. Везде мне отказали, а с Одессы пришел ответ, мы принимаем вас в порядке исключения, — рассказал Александр Александрович.
Выпускник Одесского высшего военного артиллерийского командного училища, Александр Попов служил в береговой артиллерии Тихоокеанского флота. Самым запоминающимся событием за 12 лет службы стала встреча кораблей канадского флота. До этого иностранцев мало кто видел, да и отношения между странами напряженные были.
— У нас была салютная батарея, я вместе с батареей выезжал и давал салют, — рассказал майор морской пехоты. — В 1987 году закрытый город Владивосток «открыли» и к нам с дружеским визитом пожаловали два канадских корабля. Встречали их салютом нации – 21 залп. Стрелять нужно было строго по регламенту: очередность залпов и продолжительность салюта должна соблюдаться секунда в секунду. Видим, подходят к берегу два канадских корабля, салютуют нам. Мы отвечаем. Дали 21 залп, и только я хотел скомандовать сворачивать батарею, как канадцы опять стрелять начали. Считаем, ровно 19 залпов – это значит салют командующему флотом. Отвечать нужно, иначе неуважение проявляем, международным конфликтом попахивает. Благо в запасе холостые снаряды были. Канадцы рады были, они даже наши стреляные гильзы попросили им в качестве сувениров передать. Что удивило, на канадских кораблях оркестр был, так там женщины играли. Для нас это дико было. У нас на военных кораблях женщин вообще не было.
Потом к нам еще корейцы, американцы заходили. Их тоже салютом нации встречали. Но уже не так волнительно это было.
Из Аткарска в Калининград и обратно.
От Аткарска до любого моря, как минимум 1300 километров. И морские династии для нашего города – большая редкость. Но они есть. С представителем одной династии встречался практически каждый автолюбитель – младший сержант морской пехоты в запасе, а сейчас старший лейтенант полиции Павел ОРОБЧЕНКО служит в ОГИБДД по Аткарскому району.
— У меня дед на тихоокеанском флоте в войсках связи служил, отец — на черноморском флоте на крейсере «Жданов». Мне тоже хотелось на флот, а лучше – в морскую пехоту. Отец много о морпехах рассказывал. Чтобы взяли в черные береты, начал спортом заниматься. Когда меня, выпускника аткарского ПУ-21, призвали в армию, у меня был I взрослый разряд по гирям. И это помогло осуществить детскую мечту.
В Вооруженные Силы Павел призвался в «смутные времена», так их в шутку называют сами военнослужащие. Павел служил 2 года, следующий призыв – 1,5 года, третий – год.
Оробченко служил в зенитном дивизионе 7-й бригады морской пехоты Балтийского флота, дислоцированной в Калининграде. Был механиком-водителем артиллерийских самоходных машин. Марку и тип техники можно не уточнять: мехводов из морской пехоты учили управлять всем, что может ездить и вести огонь из всего, что может выстрелить. Причем, навыки управления техникой, как и другие необходимые морпеху навыки, заставляли отрабатывать до автоматизма.
— Недавно за руль военного «Урала» пришлось сесть. Думал, забыл все. Оказалось руки помнят, — улыбаясь, отметил Павел. — С первого раза тронулся. Бывает и такое, что по телевизору показывают БТР, представляя его как новинку, а я в армии на таком ездил. Он тогда просто засекречен был.
О службе в морской пехоте, несмотря на сверхнагрузки, у Павла остались только самые теплые воспоминания.
— Нас учили не просто выполнять поставленные задачи, а побеждать и выживать. Пусть это со стороны порой выглядело жестоко, но это было оправдано. Были такие, кто даже к укладке своего парашюта относился наплевательски. Завтра тебе же с ним десантироваться, а ты его абы как уложил. В таких случаях только подзатыльники и помогали, — поделился Павел. – Кому тяжело, можно было в любой момент написать рапорт и перевестись в другой род войск. Но никто этого не сделал.
Сбил руки в кровь, чтобы стать разведчиком.
Среди наших земляков есть те, кто служил в 810-й отдельной бригаде морской пехоты Черноморского флота, над которой шествует наш регион. Один из них – Алексей КОНОНОВ.
— Когда я уходил в армию, дома остались жена и дочка. Я мог получить отсрочку, но я поставил перед собой цель отдать долг Родине. У меня дед был морпехом, отец – пограничником. Мне, в отличие от большинства моих сверстников, не хотелось «косить» от армии, — рассказал Алексей. – Да и служили уже один год.
До армии Кононов занимался конькобежным спортом и легкой атлетикой. Мечтал попасть в ВДВ. Но на призывной пункт в Саратов приехали «покупатели» из морской пехоты. Алексей подошел по всем параметрам. А когда уже в Севастополе увидел разведчиков — морпехов, понял, что хочет служить в разведывательно-десантной роте. В разведчики брали не всех.
— На испытании нужно было преодолеть возвышающийся рукоход, длиной метров 15. А на вершине нужно было подтянуться несколько раз, — рассказал Алексей. — Мне очень хотелось в разведку. Чтобы руки не скользили, я натер их песком и пошел. Препятствие я прошел «на адреналине», а когда спрыгнул с рукохода, увидел, что все ладони сбиты в кровь. Но радость, что меня взяли в разведку, была больше.
У разведчиков были уроки ориентирования на местности, топография, уроки скалолазания, прыжки с парашютом, стрельба, борьба и многое другое. Во время службы были и курьезы.
— Часто вспоминаю, как у нас в части фильм «Приказано женить» снимали. А я как раз роту мимо съемочной площадки на обед вел. Смотрю, актер Борис ЩЕРБАКОВ стоит в форме комбрига. Я, как положено, командую: «Рота смирно, равнение на право, строевым шагом». Актер посмотрел на нас, улыбнулся и «Класс» нам показал. Расстроились мы тогда. Почему большой палец показывает, а не отвечает на воинское приветствие, как положено.
Вспоминая воинскую службу, Алексей заверил, что армия сделала из него настоящего мужчину, который по пути к поставленной цели не остановится ни перед какими трудностями и этому его научили в разведке морской пехоты.
Автор текста: Михаил ВАСИЛЬЕВ