В соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации, в целях определения полноты регистрации сообщений о преступлениях, выявления нарушений законов, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета, прокурорам регламентировано проводить работу, направленную на выявление фактов не регистрации сообщений о преступлениях, — разъясняет Аткарский межрайонный прокурор Вадим Бисеров.
В 2024 году на территории района поставлено на учет 13 преступлений, укрытых от учета и регистрации.
В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.
В силу ч. 4 ст. 7 УПК РФ определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 6.1 УПК РФ уголовное судопроизводство осуществляется в разумный срок, и волокита в ходе доследственных проверок не только нарушает права пострадавших лиц, но и препятствует своевременному привлечению виновных к предусмотренной законом ответственности. В связи с чем, неоднократное принятие незаконных решений по одному материалу необходимо расценивать как ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей как проводящих проверку лиц, так и их руководителей.
Помимо этого, в соответствии с ч. 2 ст. 148 УПК РФ при вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.
Проведение указанной работы зачастую зависит от инициативы граждан по обращению в прокуратуру с соответствующим заявлением об отказе сотрудников полиции и других правоохранительных органов, в регистрации сообщений и заявлений о преступлениях. Известно, и то, что жертвы преступлений далеко не всегда обращаются в правоохранительные органы за защитой нарушенных прав.
Зачастую на начальном этапе уголовного судопроизводства все еще распространена практика, когда сотрудники правоохранительных органов руководствуются вовсе не интересами потерпевшего, а узко ведомственными интересами, учитывая, что одним из определяющих показателей качества их работы является количество дел, направленных ими в суд.
Если сообщается о неочевидном преступлении и есть вероятность, что оно не будет раскрыто, такое дело лучше не возбуждать, чтобы не «портить статистику».
Для этого используют «уговоры» заявителя не подавать заявление, откровенно объясняя ему бесполезность его надежды на раскрытие преступления и ожидание заслуженного наказания преступнику.
Значительная часть жертв преступлений остается без защиты правоохранительных органов, а ст. 52 Конституции РФ, в силу которой каждому потерпевшему от преступления обеспечивается доступ к правосудию, в реальной практике не выполняется.
В случае если Ваше заявление осталось без внимания правоохранительных органов, не зарегистрировано и по нему не проведена проверка Вы вправе обратится в Аткарскую межрайонную прокурору по телефону 3-25-93, а также по адресу: г. Аткарск, ул. Коммунистическая, д. 1.