Я — живой

Я - живой

Февраль 1924 года был не чета нынешнему – морозы разрывали землю, снегом засыпало дома по самые коньки крыш, по ночам выли бураны, не было видно друг друга в 2 метрах.

Вот в такой февральский день в молодой семье Арины и Михаила Лебедь в деревне. Кривая Береза Баландинского (ныне Калининского) района родился первенец, сын Иван. Через два года родилась сестра, затем брат и еще две сестры. Семья жила дружно – отец работал счетоводом, мама дояркой, вели свое хозяйство. В 1929 году началась вторая волна раскулачивания и их семья, имеющая корову и лошадь, тоже попала под нее. Отобрали все, на всех детей оставили 1 пару валенок, отца перевели работать на конюшню.

Из голодного детства в войну. В 1933 году, когда голод, охвативший все Поволжье, не обошел и их деревню. На ферме от бескормицы пала лошадь, и отца Вани осудили вместе с напарником за «вредительство и отправили на строительство Беломорканала, где он и сгинул. Ваня к тому времени закончил 4 класса, чтобы помочь маме, из школы пришлось уйти. 10 лет мальчишке, а он уже помощник конюха — подвозит корма, чистит стойла, да еще вместе с мамой косит сено для своей коровы. Отец говорил, что выжили те семьи, которые пуще глаза берегли свою кормилицу.

Легче стало в 1937 году — случился хороший урожай, выдали достаточно хлеба на трудодни, деревня ожила, по вечерам играла гармонь, молодость брала свое. Только вот Ивану было не до гулянок, 13-тилетний мальчишка сильно уставал за день, а если выпадало свободное время, то читал. А на пороге уже стоял 1941 год.

Опустела деревня, призвали почти всех трудоспособных мужчин, вся работа легла на плечи женщин и детей. Тревожные сводки шли с фронта, часто деревня оглашалась криками – приносили похоронки. В 1942 году Ивану исполнилось 18 лет и его призвали в армию. Сначала «учебка» в Шиханах в 12 отдельном химическом батальоне, с января 1943 года – Украинский фронт, 100 Западный округ, а в марте 1943 года перевод в 52 мотострелковую бригаду, в которой он и воевал до конца войны стрелком, наводчиком, минометчиком, связистом.

Солдатская доблесть. Летом 1943 года их бригада участвовала в боях под Курском, где отец был ранен в голову. Он так рассказывал об этом брату: утром, рано, пошли в атаку, немцы не сразу опомнились, и часть прошла далеко вперед, рядом разорвался снаряд, больно ударило в голову, подбросило, и я потерял сознание. Очнулся вечером, дополз до медсанбата, оттуда отправили в госпиталь, который находился на окраине Курска. После лечения снова вернулся в свою часть. Имел 5 боевых наград: 3 ордена и 2 медали, сам он почти ничего не рассказывал, только недавно дети подняли сведения из архивов. Орденом Славы 3 степени отец был награжден за то, что с 11.08.1943г по 13.08.1943 г его миномет уничтожил 2 пулеметные точки, 4 вьючных лошади с прислугой и до 15 гитлеровцев в боях за хутор Безымянный и село Мито. Орден Красной Звезды отец получил за штурм села Кошеватое, где? будучи наводчиком минометной батареи, обеспечивал точный огонь по противнику, тем самым обеспечив быстрое продвижение наших войск. В наградном листе к медали «За отвагу» сообщается, что 21.12.1944 года связист И.М Лебедь, обеспечивал ремонт порывов кабеля на передовой. Благодаря этому, рота уничтожила 6 огневых точек противника. Кроме этих наград отец был награжден орденом Отечественной войны и медалью «За Победу над Германией».

Как-то я спросила его: « Какая награда самая дорогая и ценная?» На что получила ответ: «Самая дорогая моя награда не имеет цены – это жизнь, я живой!».

Спасибо, что живой. Войну закончил в Праге, потом еще служил в армии 2 года, домой вернулся только в марте 1947 года. Пошел работать снова в колхоз, конюхом. В 1950 году женился, один за другим родилось трое детей. В 1958 году построил дом, сам собрал его по бревнышку, покрыл шифером, что в селе в те годы было редкостью, посадил сад, собирая саженцы по всей округе. Подрастали дети, стал плодоносить молодой сад, но новые перемены не заставили себя ждать – укрупнение сел, родную деревню объявили неперспективной. На семейном совете было принято решение о переезде в Аткарск. И снова отец по бревнышку разбирает свой дом, выкапывает молодые яблоньки и на новом месте заново все строит и сажает.

Работать устраивается в пригородный колхоз «Россия» разнорабочим, где и проработал до самого выхода на пенсию. Мне кажется, не было на свете работы, которую он не смог бы выполнить: строил дома, клал печи, валял валенки, косил и, хотя имел всего 4 класса образования, неплохо разбирался в технике. Мой отец был очень скромным, помню такой случай в 90-е годы – бегу по центральной улице, стоит очередь за продуктами, и в самом конце мой отец, подхожу и говорю ему: «Ты же можешь без очереди купить!», а он отвечает: «Ничего, постою, я же живой!»

Память — священна. Лишения войны стали сказываться на его здоровье. 9 мая 2006 года его пришли навестить все дети и внуки, принесли много цветов, а он улыбался и тихо говорил: «Спасибо, ну что вы всполошились, я же живой!» Через 3 дня его не стало.

Вот таким был мой отец – простой, скромный деревенский мальчишка, рядовой солдат, испытавший все тяготы войны. Он не ожесточился, никого не осуждал, а просто жил: работал, воевал, растил детей. Он не понимал – почему колхозы, ради создания которых раскулачили его семью, со временем распались, почему западные страны, по которым он победоносно проходил, восстановились намного быстрее, чем его страна, почему он должен был доказывать свое тяжелое ранение судмедэкспертизой только потому, что справка о ранении размокла при форсировании Днепра, когда их бомбили, и он оказался в ледяной воде. Не понимал, но все принимал, веря в хорошее будущее.

Мы помним его: далеко видны березы, высаженные им на малой родине в день рождения сына, вырос внук, названный в его честь Иваном и уже подрастает правнук тоже Ванечка, другой правнук — Артем, носит редкую и красивую фамилию – Лебедь, шагает в колонне бессмертного полка внучка Ариша с портретом своего прадеда.

Мы не вправе забывать тех, кто отстоял нашу свободу и независимость ценой своей жизни, кто вернулся с полей сражений и дал нам жизнь. Время – это не только мгновения жизни, это мудрость и память. А память священна.

Автор текста: ЛЮДМИЛА ХАЛИМАН

Аткарская газета