Чем дальше от нас годы, опаленные войной, чем меньше остается свидетелей тех легендарных лет, тем настойчивее мы стараемся отыскать и сохранить информацию о великом подвиге народа, сожалея, что так много упущено, и радуясь каждой находке. Случайно попалось в Интернете на форуме речных путешественников в разделе «Колесные пароходы» упоминание о пароходном буксире «Аткарск», отличившемся в годы Великой Отечественной войны.
И первая мысль – ошибка. Аткарчане хорошо знают о морском грузовом теплоходе «Аткарск», который 25 лет ходил к берегам Кубы, и экипаж которого дружил с воспитанниками бывшей школы-интерната. В Аткарском краеведческом музее немало экспонатов, повествующих о теплоходе. Но о пароходном буксире «Аткарск» никаких сведений нет. После долгих поисков в Интернете нашлось еще одно упоминание о буксире. В личном деле начальника Горьковского обллита А.И. Иванова значилось, что с мая по октябрь 1921 года он работал практикантом на буксире-пароходе «Аткарск». Значит, не ошибка, буксир с именем «Аткарск» существовал и был задействован в сражениях Великой Отечественной войны. Логично предположить, что принадлежал буксир одному из Волжских пароходств, в первую очередь, конечно, Саратовскому. Запросы в речные порты результатов не дали. С потерей государственной принадлежности нарушились прежние структуры, менялись собственники… Но, обзвонив десяток телефонных номеров, удалось выйти на специалиста порта, который назвал фамилию Азовцев и дал его номер телефона. И это была первая удача. Александр Николаевич АЗОВЦЕВ — руководитель музея речного флота, энтузиаст, стараниями которого музей, созданный еще в 1920 году, удалось сохранить до сего дня. В музее имеются ценнейшие экспонаты, включая справочники, карты, фотографии, макеты судов, начиная с истоков речного судоходства. Нашлись сведения и о нашем буксире. Вот они.Колесный пароходный буксир «Аткарск» был построен в 1895 году в городе Рыбинск, на стапелях завода известного промышленника Журавлева — одного из первых волжских судостроителей. Длина буксира – 62 метра, ширина – 7 метров, высота борта – 2,9 метра, осадка – 1,35-1,56 метров, мощность 400 лошадиных сил. До революции работал на плесе Рыбинск-Ярославль. В советское время судно входило в состав нефте-наливного флота. В 1934 году пароходный буксир «Аткарск» вместе с пароходом «Индустриализация» участвовал в легендарной для речного флота проводке морского танкера «Вячелав Молотов» (позже переименованного в «Балтика»). Уникальность проводки в том, что от Сормово до Астрахани танкер шириной 52,2 метра вели подвешенным на двух баржах. В 1938 году пароходный буксир «Аткарск» работал в пароходстве «Волготанкер».1942 год. Сталинградская битва. Всю тяжесть Сталинградских переправ вынесли на себе маленькие речные пароходики, колесные и винтовые, которые, не взирая ни на что, застревая во льдах посреди Волги, под непрекращающимся артиллерийским обстрелом переправляли в Сталинград бойцов, боеприпасы, технику, продовольствие, забирая обратным рейсом раненых. Среди этих судов был и пароход «Аткарск». Его боевой путь называют легендарным. Есть сведения, что «за мужество и героизм в период Великой Отечественной войны экипаж удостоен мемориальной доски на судне». Значит, он уцелел в Сталинградской битве. К сожалению, это вся информация о колесном пароходном буксире, носящем имя нашего города. Немало, но пока ничего неизвестно о дальнейшей судьбе буксира и о его экипаже. Есть еще одна короткая информация, что в «1930 году на буксире «Аткарск» служил лоцманом будущий известный волжский капитан А.И. ТОРСУНОВ». Уважаемый Александр Николаевич Азовцев посоветовал обратиться к историку волжского судоходства автору книги «Пароход на Волге» Владимиру Михайловичу ЦЫБИНУ, возможно он владеет еще какой-то информацией о буксире «Аткарск». И вот вторая удача. В Аткарской районной библиотеке есть эта книга, на странице 227 — фотография нашего буксира. При увеличении над колесом четко видно название парохода «Аткарск». Но упоминания в тексте я не нашла.В расследовании судьбы пароходного буксира «Аткарск» точку ставить еще рано. В запасниках речного музея имеется лоцманская карта, на которой отмечены затонувшие корабли в районе Сталинграда, и А.Н. Азовцев обещал просмотреть ее. Послан запрос в Волгоград в музей «Сталинградская панорама». Ждем ответа. И, наконец, третья удача. Владимир Михайлович Цыбин, автор книги «Пароход на Волге», в телефонном разговоре сказал, что владеет некоторой информацией о буксире «Аткарск» и пригласил к себе в гости.Уважаемые краеведы, если вам интересна судьба буксира «Аткарск», скорее включайтесь в расследование. В Интернете есть немало сайтов речных путешественников, где они выкладывают ссылки на фотографии пароходов. Просмотрите, сравните, свяжитесь с поисковиками. Поищите в музеях Рыбинска, Самары, возможно, там найдутся какие-то следы. А вдруг нам повезет, и все вместе мы отыщем легендарный пароходный буксир с таким прекрасным гордым и родным именем «Аткарск». Звоните, наш телефон 3-24-79.