Cобаки-аристократы и хлебное вино

Если попросить любого прохожего назвать  самые известные аткарские бренды, он, не задумываясь, назовет подсолнечное масло и аткарские розы. 200 лет назад не было слова «бренды», но вся Россия знала Аткарск благодаря хлебному вину и борзым собакам.

Ивановский полугар

Полугар пили из специальных
гранёных рюмок – лафитников,
потягивая маленькими глоточками,
чтобы уловить приятное послевкусие.
Оптимальная температура
подачи (сервировки) – 8-10°C.

В середине XIX века в 25  верстах от Аткарска на берегу речки Колышлей стояли два винокуренных завода, которые почти полвека снабжали аткарских жителей отменным хлебным вином. Заводы принадлежали владелице села Старая Ивановка дворянке Ольге Николаевне Деконской. Ольга Николаевна вела передовое хозяйство – разводила породистых красных быков, свиней-чемпионок и держала единственные на весь Аткарский уезд винокурни, куда со всех сел свозили на переработку рожь.

Винокурни Деконской в промышленных масштабах производили крепкий алкоголь под загадочным названием «полугар». Сегодня это название нам ни о чем не говорит, а 150 лет назад так называли национальный русский напиток  — хлебное вино двойной перегонки. Хлебное вино – это не водка, оно отличается от водки и крепостью, и ингредиентами.

Качество напитка проверяли оригинальным способом:  наливали в специальный серебряный ковшик и поджигали. Если выгорала ровно половина жидкости, значит, значит, хлебное вино успешно прошло проверку. Так появилось название «полугар».
У аткарского хлебного вина были свои секреты и тонкости производства, которые передавались по наследству.

Полугар делали из чистейшей родниковой воды и ржаного солода (солод мог быть ячменным или пшеничным, но лучшим считался ржаной), очищали березовым углем или молоком, хранили в дубовых бочках. Получался напиток крепостью 38,5%, по вкусу и технологии изготовления больше похожий на виски, чем на водку.

Объемы продаж крепкого алкоголя в царской России мерили не бутылками, и даже не литрами – ведрами. Основной расход приходился на свадьбу. Были свои нормы алкогольного этикета — сколько водки полагалось на смотрины, сколько на «запой» (так называли сговор родителей жениха и невесты о свадьбе) и сколько на саму свадьбу. На среднюю крестьянскую свадьбу отец невесты и отец жениха покупали каждый по 2 ведра водки, а на смотрины – полведра.

Чтобы оценить масштабы производства аткарского хлебного вина, приведу только одну цифру. Заводы Деконской в 1860 г. выкурили 64 тысячи ведер полугара. Ведра тогда были по 12 литров, если перевести в привычные нам объемы, то это полтора миллиона бутылок объемом 0,5 литра!

Полугар пили из специальных гранёных рюмок – лафитников, потягивая маленькими глоточками, чтобы уловить приятное послевкусие. Оптимальная температура подачи (сервировки) – 8-10°C.

Почему французские виноделы из поколения в поколения работают на семейных виноградниках и передают искусство виноделия от дедов к внукам? Почему в каждой деревушке на Крите вас с гордостью угостят «раки» – домашней виноградной водкой и «узо» — анисовой, а русские традиции национальных напитков, которые в каждой местности имели свой вкус и рецепты, полностью забыты? А теперь представьте, что мы с вами угощаем гостей не заводской водкой из алкомаркета, а «Ивановским полугаром» — натуральным хлебным вином из Ивановки, произведенным в наших краях по старинной дедовской рецептуре…

Собаки-аристократы

Многим памятна сцена псовой охоты из фильма «Особенности национальности охоты» Под звуки охотничьего рога  свора элегантных борзых загоняет по снегу волка,  охотник в красной венгерке голыми руками вяжет хищника живьем. Борзых, этих удивительной красоты собак традиционно русской породы разводили когда-то в Аткарском уезде.

Бесконечные аткарские просторы с обилием зверя как нельзя лучше подходили для любимой дворянской забавы  — охоты с борзыми. Она считалась благородным занятием, требовавшим отваги, лихости, азарта – ведь с борзыми охотились без ружья, в бешеной скачке по полям. Борзыми травили зайцев и лис, но вершиной охотничьего мастерства считалось взять живьем волка. Стаи волков свирепствовали по берегам Медведицы, вырезали стада овец и нападали на жеребят.

Каждый состоятельный аткарский помещик держал в своем имении десятки, а то и сотни русских псовых борзых. Элегантные аристократические собаки были предметом гордости хозяев. Разведение и тренировка борзых считались особым искусством. Их обслуживал целый штат псарей, и у каждого были свои функции: доезжачий воспитывал и дрессировал собак, выжлятник водил свору на охоте, стременной водил свору хозяина или почетных гостей.

Центром разведения борзых в Аткарском уезде в первой половине XIX века была деревня Ломовка — имение Николая Михайловича Каракозова. Аткарский исправник Каракозов (так называли в 19 веке начальника полиции) был страстным охотником и посвятил свою жизнь разведению особенной разновидности охотничьих собак, которые получили его имя. Борзые Каракозова пользовались известностью далеко за пределами Саратовской губернии – высокие, быстрые, мощные, с густой шерстью. Они славились особенной злобностью и хозяин выводил их специально для охоты на волка.

Про знаменитого каракозовского волкодава по имени Космач охотники слагали легенды. Обычно борзые работали в своре, но Космач не охотился с другими собаками, не гонял зайцев, он травил голодных матерых волков в одиночку и брал их один на один. Отважный Космач вошел в историю русской охоты, а его поединок с волком русский писатель Дмитриев воспел в охотничьем рассказе «Пари». Так слава Космача пережила известность его хозяина.

Вместе с отменой крепостного права в 1861 году закончился «золотой век» русских псовых охот. Владельцы борзых лишились крепостных псарей, и количество собак резко сократилось. Но истинные аткарские охотники еще долго хранили традиции охоты с борзыми. Еще перед Первой мировой войной большие псовые охоты устраивались в имении предводителя дворянства Аткарского уезда Николая Викторовича фон-Гардера.

Революция поставила точку в истории аткарских борзых – аристократические собаки исчезли одновременно с их владельцами, псарни разгромили вместе с барскими усадьбами. И многовековая традиция русской псовой охоты безвозвратно канула в прошлое.

Аткарская газета