Далеко от морей лежит наш городок, но каждый год идут призывники служить на один из российских флотов. Балтийский, Тихоокеанский, Черноморский, Северный – какой след оставили они в жизни наших земляков? Сегодня они сами расскажут читателям «АГ» о своей флотской юности.
Испил водицы десяти морей. Николай Иванович МАКСИМОВ три года и три месяца проходил срочную службу на Черноморском флоте. В 60-70-е годы прошлого столетия саратовские комсомольцы шефствовали над крейсером «Жданов» и потому для прохождения срочной службы отбирали самых достойных, давая им комсомольскую путевку. Николай после окончания школы в селе Озерное по зову комсомола уехал работать на Саратовский завод промышленного машиностроения. Комитет комсомола завода и рекомендовал его, передовика, спортсмена-разрядника для службы на крейсере «Жданов».
— В тот призыв из Саратовской области на крейсер прибыли 40 человек, — вспоминает Николай Иванович, — я служил оператором котельной. Работа тяжелая, особенно в походах. Например, в южных морях за бортом плюс 40-45 градусов, а в котельной — 70 с лишним. Металлические предметы раскалялись так, что руки обжигали. Шум от работающих двигателей, как от реактивного самолета. График: четыре часа работы, четыре часа отдыха. Был на крейсере свой ритуал — как только входили в море, пролив, залив, новичкам наливали литровый плафон воды из-за борта, и надобно было его выпить. Николай Иванович перечисляет, из каких морей довелось ему испить водицы: Черное, Средиземное, Эгейское, Норвежское, Белое, Северное, Баренцево, Карибское, Красное, Мраморное. И это не полный список. Знаком Николай Иванович и с проливами Босфор, Дарданеллы, Гибралтар, с Кольским заливом, Суэцким каналом, Бермудским треугольником в Атлантическом океане.
Шесть боевых походов на счету Николая Ивановича, длительностью от трех до девяти месяцев. Вспоминает, как попали в шторм до 12 баллов. Две недели огромный крейсер, как легкую лодочку швыряли волны. Как в Бермудском треугольнике обеспечивали безопасность перелета советского правительства. У других кораблей там пропадала связь, а «Жданов» уже тогда имел оснащение космической связью.
— На службе в армии познается настоящая мужская дружба, — говорит Николай Иванович и рассказывает, что офицеры и матросы с крейсера «Жданов» до сих пор общаются между собой. И какова же была радость бывшего старшины II статьи, когда в прошлом году на празднике в честь дня ВМФ он встретил двух аткарчан в разные годы служивших на крейсере «Жданов».
Мичман с «Касатки». Мичман Геннадий Анатольевич БАЛТАЧЕВ службу на Тихоокеанском флоте начал матросом срочной службы. Полгода — в учебном отряде во Владивостоке, а затем — на Камчатку, на базу подводных лодок. Думал, как в песне поется: отслужу два года и вернусь. Отслужил, да расстаться с флотом старшина команды торпедистов не смог. Остался на сверхсрочную службу. Прошел обучение на острове Русский и уже мичманом вернулся на ставшую родной подводную лодку «Касатка», впоследствии получившую новое имя «Вилюченск». Почти 30 лет Геннадий Анатольевич служил сам и обучал молодых матросов тонкостям торпедного боя. Участвовал в десяти боевых походах. Ходил в Индийский и Тихий океаны. Продолжительность каждого похода — 78 суток.
— Даже если лодка всплывала на поверхность для связи, экипаж оставался внутри. 125 человек в замкнутом пространстве, под водой — непростое испытание, особенно для молодых матросов и особенно в шторм. Десятибальный шторм в подводной лодке – это действительно страшно, даже для опытных моряков. Со временем привыкаешь и к изоляции от внешнего мира, и учишься справляться с морской болезнью, но независимо от всех этих факторов, несешь свою службу, набираясь опыта. В походе экипаж подлодки выполняет учебные маневры, ракетные и торпедные стрельбы в условиях приближенных к боевым. Как ни красив суровый северный край, как ни велико очарование моря, но, завершив службу, вернулся Геннадий Анатольевич на материк. Выбрали Аткарск, где уже обосновались родители жены, переехавшие с Камчатки. Все устроилось, нашлась работа. Но снятся мичману сопки, кристально чистая вода северных морей.
Боевые пловцы Северного флота. Дмитрий САМОЙЛОВ, выпускник школы №9, срочную службу проходил на Северном флоте. Служил два года, которые пришлись на тревожное непонятное время. В начале девяностых годов прошлого столетия многие опасались воинской службы.
— Страха перед службой у меня не было,- рассказывает Дмитрий, — но тревога присутствовала. Слухи доходили разные, командиры тоже не могли толком объяснить, что происходит, но свои обязанности по воспитанию и обучению матросов выполняли, как положено. В нашей части соблюдалось уважение к старослужащим, а внеуставные отношения пресекались и наказывались. Так получилось, что в части было много ребят разных национальностей, но никаких распрей на этой почве не было. Выполняли одно дело, служили одной стране.
Наши части назывались ПДСС — противодиверсионные силы и средства. На учениях мы отрабатывали навыки минирования, стрельбы над и под водой, бомбометание. Поставленная задача — не допустить проникновения врага на базу подводных лодок. Наша часть находилась в поселке Ведяево, недалеко от Мурманска. Красота там необыкновенная, особенно летом. Оно на севере короткое и очень яркое. Если смотреть с сопок на море, то на отмелях вода переливается сказочными цветами, сверкает на солнце. Обычно Северное море темное и холодное.
Тревожное время, несчастный случай, когда в аварию попал автобус с матросами, среди которых должен был быть и Дмитрий, (в последний момент командир дал ему другое задание) не разубедили в том, что настоящий мужчина должен пройти эту школу жизни.
Год на флоте – это мало. Вадим НИКОЛАЕВ о службе на флоте мечтал со школы. Вместе с тремя друзьями заявил о мечте в военкомате. Друзья попали на Черноморский флот, а Вадим — на Балтийский. Служил с 2013 по 2014 год и считает, что для флота это мало. Только успели привыкнуть к службе, освоить военную специальность, а уже пора прощаться. Служил Вадим в береговых частях, обеспечивая воздушную безопасность морских границ. Был случай, когда немецкий частный самолет, заблудившись, нарушил границу. Обнаружили, разобрались и помогли вернуться.
— В основном служба проходила ровно и спокойно, — рассказывает Вадим. — Часто получали увольнительные в Калининград, знакомились с достопримечательностями города, его историей и историей Балтийского флота. Гвардии старший матрос Николаев имеет благодарности от командования за хорошую службу, а его родители – за хорошее воспитание сына. До сих пор поступают из части предложения о службе по контракту. Но у Вадима уже иные планы. Он поступил на службу в Аткарскую полицию и готовится к первой сессии в Академии права. Но бережно хранит морскую форму, и день ВМФ входит в число главных праздников в его жизни.
Автор текста: Ольга КАПИТОНОВА