Художнику-графику Сергею Лодыгину удивительно не повезло с посмертной известностью.Немного опоздав к началу Серебряного века, он быстро наверстал упущенное, добился успеха, прославился как модный петербургский иллюстратор. Потеряв в Петрограде работу после Октябрьского переворота, оказался в центре художественных и театральных экспериментов послереволюционной российской провинции. В 20-40-х годах вновь был востребован как журнальный и книжный график, уже в новой столице. Не избежав ни профессиональных взлетов, ни оформительской поденщины, мастер модерна и советского арт-деко умер в високосном 1948-м.А «дальше – тишина…». Лодыгин надолго исчезает из истории искусства. Упоминания о нем редки и сопровождаются ошибками. Разночтения в написании фамилии – то «Лодыгин», то «Ладыгин» – создают путаницу в каталогах и справочных аппаратах тех немногочисленных изданий, в которых художник все-таки упоминается. Сергею Лодыгину приписывают два разных отчества: Петрович и Павлович. Постоянно расходятся сведения о датах рождения и смерти.
Авторы статьи, начав с двух противоположных концов, один – с происхождения художника и документов саратовских архивов, другой – с кончины и московских источников, нашли достаточно много материалов, позволяющих выстроить жизненный путь нашего героя.28 января 1892 года в уездном городе Аткарске Саратовской губернии, в доме на улице Дворянской, в семье коллежского секретаря Петра Сергеевича Лодыгина и его жены Виктории Алексеевны (в девичестве Карповой) родился сын. 6 февраля он был крещен в Михайло-Архангельской церкви и наречён Сергеем.Лодыгины – старинный дворянский род. У знаменитого изобретателя лампы накаливания Александра Лодыгинаи Сергея Лодыгина общий предок – прапорщик Наваринского полка Николай Иванович Лодыгин, прадед первого и прапрадед второго. Сергей – троюродный племянник электротехника.Отец будущего художникапринадлежал к потомственному дворянству Тамбовской губернии, а после двадцати лет проживания в Саратовской губернии был приписан к саратовскому дворянству. Живя в Аткарске, он в разное время служил письмоводителем канцелярии Аткарского уездного предводителя дворянства, помощником секретаря съезда Мировых судей Аткарского округа, избирался депутатом Аткарской Городской Думы.Кроме Сергея в семье уже росли дочери Софья и Варвара.Когда дети повзрослели, семья, вероятно, перебралась в Саратов. Варвара стала воспитанницей Мариинского института благородных девиц. Сергей в августе 1901 года поступил в Александро-Мариинское реальное училище.Классом младше учился В.А. Милашевский, тоже известный в будущем художник-график. Именно ему мы обязаны самыми подробными воспоминаниями о Лодыгине. «За двадцать лет моего преподавания я не встречал ученика более талантливого, чем Сергей Лодыгин. Его домашние сочинения за пределами и нормами «ученика 6-го класса» — это молодой писатель, молодой мыслитель, словом – это молодой Грибоедов»,- пересказывает Милашевский отзыв преподавателя — словесника.От него же узнаём о частных уроках, которые юные реалисты брали у художника А.О. Никулина, преподававшего в Боголюбовском рисовальном училище.Полный курс Александро-Мариинского реального училища Лодыгин закончил в июне 1909 года и отправился в Петербург, чтобы поступить в Институт гражданских инженеров. Заметим, что студенты института получали прекрасное образование, включавшее архитектурное проектирование и черчение, рисунок, отмывку тушью и акварельное рисование.Практически сразу Лодыгин начинает работать как художник-график. Его рисунки появляются во многих популярных иллюстрированные еженедельные и ежемесячные журналы журналах того времени:«Аргус», «Лукоморье», «Нива», «Огонёк», «Солнце России», «Столица и усадьба», «Журнал для хозяек».Он иллюстрирует произведения Алексея Ремизова, Леонида Андреева, Александра Куприна.Первоначально стиль лодыгинских рисунков лежит в русле общей традиции журнальной иллюстрации того времени: черно-белые полутоновые рисунки, динамично, в острых ракурсах подчеркивающие наиболее яркие, ключевые повороты сюжета. Но очень быстро художник вырабатывает свой собственный стиль, в основе которого лежит явное увлечение английским модерном и Одри Бердслеем. Накануне событий 1917 года из печати выходит самая известная на сегодняшний день работа Лодыгина — популярная среди филокартистов серия из десяти«эротических» открыток с изображением обнаженных женских фигурок в экзотическом окружении змей, бабочек, орхидей, пантер.После революции Лодыгин покидает столицу и оказывается в Саратове. Он участвует в художественной жизни города, занимается художественным оформлением спектаклей, созданием агитационных плакатов, преподаванием.После взятия Красной Армией Ростова — на Дону Лодыгин уехал туда. Онпродолжал заниматься оформлением праздников, работал как декоратор. Известный режиссёр Н.Н. Боголюбов, ставивший вместе с Лодыгиным оперетты «Роза Стамбула» и «Прекрасная Елена», характеризовал его как «талантливого и высококультурного художника».В 1922 году Лодыгин переехал в Москву. Судя по сохранившемуся эскизу логотипа, или, как тогда говорили, «фабричной марки» театра-кабаре «Не рыдай», он некоторое время он был связан с этим театриком, в котором бывал весь цвет артистической, художественной и литературной Москвы: Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Николай Эрдман, Вадим Шершеневич, Виктор Ардов. В представлениях участвовали Рина Зелёная, Игорь Ильинский, Михаил Жаров.В феврале 1923 подал заявление о вступлении в Ассоциацию художников революционной России. В 9-м номере журнала «Всемирная иллюстрация» за 1923 год публикуется статья о художнике, которая была написана с явной целью: напомнить о художнике и опровергнуть неуместную теперь славу «русского Бердслея», убедить «пройдя через горнило революции, художник развился, окреп и возмужал».Наиболее показательные работы Лодыгина в книжном дизайне тех лет: «Своими руками» Льва Гумилевского для Госиздата, «Десять дней, которые потрясли мир» Джона Рида и «Красные дьяволята» Павла Бляхина для издательства «Земля и фабрика» (ЗИФ).Для ЗИФ в 1928 году Лодыгин оформил Библиотеку исторических романов (приложение к журналу «30 дней») – книги В. Гюго, В. Джованьоли, А. Дюма, Э. Золя, Н. Костомарова, И. Лажечникова, М. Твена, П. Мериме, Э. Синклера, В. Скотта, Г. Флобера, А. Франса, Г. Хаггарда, Г. Эберса и других.Помимо книг ЗИФ выпускало несколько журналов. Особо популярны были ежемесячник «30 дней», одно из самых ярких периодических изданий 1930-х годов, и приключенческий «Всемирный следопыт». В обоих активное участие принимал Лодыгин. Его смело можно назвать одним из пионеров советской научно-фантастической иллюстрации.Судя по каталогам отечественных и зарубежных выставок, участником которых был Сергей Лодыгин, он занимался и станковой живописью, и плакатом.С июля 1933 начинает издаваться журнал «Техника – молодёжи», с которым Лодыгин сотрудничал около пятнадцати лет9 июня 1948 года, Сергей Лодыгин умер в возрасте 56 лет. В «Технике-молодёжи» былнапечатал некролог: «…безвременно скончался старейший художник журнала «Техника — молодежи», член Московского отделения Союза советских художников Сергей Петрович Лодыгин. Работая в журнале с первых лет его основания, Сергей Петрович был одним из тех людей, которые создали художественный облик нашего журнала. Читатели хорошо знают и любят блестящие работы! Сергея Петровича. Его глубоко проникновенные рисунки, посвященные истории русской науки и техники, раскрывают перед молодым поколением благородный облик отечественных ученых. Племянник великого русского деятеля науки А.Н. Лодыгина — изобретателя электролампы, Сергей Петрович свой талант художника отдавал делу утверждения величия русской науки. С прекрасным пониманием существа дела он иллюстрировал статьи, посвященные достижениям советской науки и техники. Его рисунки органически дополняли текст, на языке живописи раскрывая сущность сложнейших процессов, машин и аппаратов, помогая читателю проникнуть в мир высокой науки и техники наших дней. Произведения Сергея Петровича стали необходимой частью молодежного журнала. Художник горячо любил советскую молодежь. С подлинным вдохновением работал он на трудном и почетном поприще пропаганды научных знаний среди молодежи. И молодежь ценила старого художника. С каким волнением и радостью читал Сергей Петрович письма, исполненные благодарности, присылаемые в редакцию молодыми читателями! Лодыгин был прекрасным и отзывчивым товарищем, человеком высокой и благородной души, не жалевшим ни времени, ни сил на общее благо. Коллектив работников журнала «Техника — молодежи» глубоко скорбит об утрате замечательного художника и человека».Лодыгин возвращается, а вместе с ним — возможность оценить его творчество по достоинству и, будем надеяться, разгадать остающиеся до сих пор нераскрытыми загадки его биографии. Виктор ГОЛУБИНОВ, свободный исследователь, Москва.Елена САВЕЛЬЕВА, ученый секретарь Радищевского музея, Саратов.