Исчезающий Лодыгин

Исчезающий Лодыгин

Художнику-графику Сергею Лодыгину удивительно не повезло с посмертной известностью.Немного опоздав к началу Серебряного века, он быстро наверстал упущенное, добился успеха, прославился как модный петербургский иллюстратор. Потеряв в Петрограде работу после Октябрьского переворота, оказался в центре художественных и театральных экспериментов послереволюционной российской провинции. В 20-40-х годах вновь был востребован как журнальный и книжный график, уже в новой столице. Не избежав ни профессиональных взлетов, ни оформительской поденщины, мастер модерна и советского арт-деко умер в високосном 1948-м.А «дальше – тишина…». Лодыгин надолго исчезает из истории искусства. Упоминания о нем редки и сопровождаются ошибками. Разночтения в написании фамилии – то «Лодыгин», то «Ладыгин» – создают путаницу в каталогах и справочных аппаратах тех немногочисленных изданий, в которых художник все-таки упоминается. Сергею Лодыгину приписывают два разных отчества: Петрович и Павлович. Постоянно расходятся сведения о датах рождения и смерти.

Авторы статьи, начав с двух противоположных концов, один – с происхождения художника и документов саратовских архивов, другой – с кончины и московских источников, нашли достаточно много материалов, позволяющих выстроить жизненный путь нашего героя.28 января 1892 года в уездном городе Аткарске Саратовской губернии, в доме на улице Дворянской, в семье коллежского секретаря Петра Сергеевича Лодыгина и его жены Виктории Алексеевны (в девичестве Карповой) родился сын. 6 февраля он был крещен в Михайло-Архангельской церкви и наречён Сергеем.Лодыгины – старинный дворянский род. У знаменитого изобретателя лампы накаливания Александра Лодыгинаи Сергея Лодыгина общий предок – прапорщик Наваринского полка Николай Иванович Лодыгин, прадед первого и прапрадед второго. Сергей – троюродный племянник электротехника.Отец будущего художникапринадлежал к потомственному дворянству Тамбовской губернии, а после двадцати лет проживания в Саратовской губернии был приписан к саратовскому дворянству. Живя в Аткарске, он в разное время служил письмоводителем канцелярии Аткарского уездного предводителя дворянства, помощником секретаря съезда Мировых судей Аткарского округа, избирался депутатом Аткарской Городской Думы.Кроме Сергея в семье уже росли дочери Софья и Варвара.Когда дети повзрослели, семья, вероятно, перебралась в Саратов. Варвара стала воспитанницей Мариинского института благородных девиц. Сергей в августе 1901 года поступил в Александро-Мариинское реальное училище.Классом младше учился В.А. Милашевский, тоже известный в будущем художник-график. Именно ему мы обязаны самыми подробными воспоминаниями о Лодыгине. «За двадцать лет моего преподавания я не встречал ученика более талантливого, чем Сергей Лодыгин. Его домашние сочинения за пределами и нормами «ученика 6-го класса» — это молодой писатель, молодой мыслитель, словом – это молодой Грибоедов»,- пересказывает Милашевский отзыв преподавателя — словесника.От него же узнаём о частных уроках, которые юные реалисты брали у художника А.О. Никулина, преподававшего в Боголюбовском рисовальном училище.Полный курс Александро-Мариинского реального училища Лодыгин закончил в июне 1909 года и отправился в Петербург, чтобы поступить в Институт гражданских инженеров. Заметим, что студенты института получали прекрасное образование, включавшее архитектурное проектирование и черчение, рисунок, отмывку тушью и акварельное рисование.Практически сразу Лодыгин начинает работать как художник-график. Его рисунки появляются во многих популярных иллюстрированные еженедельные и ежемесячные журналы журналах того времени:«Аргус», «Лукоморье», «Нива», «Огонёк», «Солнце России», «Столица и усадьба», «Журнал для хозяек».Он иллюстрирует произведения Алексея Ремизова, Леонида Андреева, Александра Куприна.Первоначально стиль лодыгинских рисунков лежит в русле общей традиции журнальной иллюстрации того времени: черно-белые полутоновые рисунки, динамично, в острых ракурсах подчеркивающие наиболее яркие, ключевые повороты сюжета. Но очень быстро художник вырабатывает свой собственный стиль, в основе которого лежит явное увлечение английским модерном и Одри Бердслеем. Накануне событий 1917 года из печати выходит самая известная на сегодняшний день работа Лодыгина — популярная среди филокартистов серия из десяти«эротических» открыток с изображением обнаженных женских фигурок в экзотическом окружении змей, бабочек, орхидей, пантер.После революции Лодыгин покидает столицу и оказывается в Саратове. Он участвует в художественной жизни города, занимается художественным оформлением спектаклей, созданием агитационных плакатов, преподаванием.После взятия Красной Армией Ростова — на Дону Лодыгин уехал туда. Онпродолжал заниматься оформлением праздников, работал как декоратор. Известный режиссёр Н.Н. Боголюбов, ставивший вместе с Лодыгиным оперетты «Роза Стамбула» и «Прекрасная Елена», характеризовал его как «талантливого и высококультурного художника».В 1922 году Лодыгин переехал в Москву. Судя по сохранившемуся эскизу логотипа, или, как тогда говорили, «фабричной марки» театра-кабаре «Не рыдай», он некоторое время он был связан с этим театриком, в котором бывал весь цвет артистической, художественной и литературной Москвы: Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Николай Эрдман, Вадим Шершеневич, Виктор Ардов. В представлениях участвовали Рина Зелёная, Игорь Ильинский, Михаил Жаров.В феврале 1923 подал заявление о вступлении в Ассоциацию художников революционной России. В 9-м номере журнала «Всемирная иллюстрация» за 1923 год публикуется статья о художнике, которая была написана с явной целью: напомнить о художнике и опровергнуть неуместную теперь славу «русского Бердслея», убедить «пройдя через горнило революции, художник развился, окреп и возмужал».Наиболее показательные работы Лодыгина в книжном дизайне тех лет: «Своими руками» Льва Гумилевского для Госиздата, «Десять дней, которые потрясли мир» Джона Рида и «Красные дьяволята» Павла Бляхина для издательства «Земля и фабрика» (ЗИФ).Для ЗИФ в 1928 году Лодыгин оформил Библиотеку исторических романов (приложение к журналу «30 дней») – книги В. Гюго, В. Джованьоли, А. Дюма, Э. Золя, Н. Костомарова, И. Лажечникова, М. Твена, П. Мериме, Э. Синклера, В. Скотта, Г. Флобера, А. Франса, Г. Хаггарда, Г. Эберса и других.Помимо книг ЗИФ выпускало несколько журналов. Особо популярны были ежемесячник «30 дней», одно из самых ярких периодических изданий 1930-х годов, и приключенческий «Всемирный следопыт». В обоих активное участие принимал Лодыгин. Его смело можно назвать одним из пионеров советской научно-фантастической иллюстрации.Судя по каталогам отечественных и зарубежных выставок, участником которых был Сергей Лодыгин, он занимался и станковой живописью, и плакатом.С июля 1933 начинает издаваться журнал «Техника – молодёжи», с которым Лодыгин сотрудничал около пятнадцати лет9 июня 1948 года, Сергей Лодыгин умер в возрасте 56 лет. В «Технике-молодёжи» былнапечатал некролог: «…безвременно скончался старейший художник журнала «Техника — молодежи», член Московского отделения Союза советских художников Сергей Петрович Лодыгин. Работая в журнале с первых лет его основания, Сергей Петрович был одним из тех людей, которые создали художественный облик нашего журнала. Читатели хорошо знают и любят блестящие работы! Сергея Петровича. Его глубоко проникновенные рисунки, посвященные истории русской науки и техники, раскрывают перед молодым поколением благородный облик отечественных ученых. Племянник великого русского деятеля науки А.Н. Лодыгина — изобретателя электролампы, Сергей Петрович свой талант художника отдавал делу утверждения величия русской науки. С прекрасным пониманием существа дела он иллюстрировал статьи, посвященные достижениям советской науки и техники. Его рисунки органически дополняли текст, на языке живописи раскрывая сущность сложнейших процессов, машин и аппаратов, помогая читателю проникнуть в мир высокой науки и техники наших дней. Произведения Сергея Петровича стали необходимой частью молодежного журнала. Художник горячо любил советскую молодежь. С подлинным вдохновением работал он на трудном и почетном поприще пропаганды научных знаний среди молодежи. И молодежь ценила старого художника. С каким волнением и радостью читал Сергей Петрович письма, исполненные благодарности, присылаемые в редакцию молодыми читателями! Лодыгин был прекрасным и отзывчивым товарищем, человеком высокой и благородной души, не жалевшим ни времени, ни сил на общее благо. Коллектив работников журнала «Техника — молодежи» глубоко скорбит об утрате замечательного художника и человека».Лодыгин возвращается, а вместе с ним — возможность оценить его творчество по достоинству и, будем надеяться, разгадать остающиеся до сих пор нераскрытыми загадки его биографии. Виктор ГОЛУБИНОВ, свободный исследователь, Москва.Елена САВЕЛЬЕВА, ученый секретарь Радищевского музея, Саратов.

Аткарская газета